Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Черкесская городская клиническая больница" (далее - Заказчик)
в присутствии представителя акционерного общества "ББ ГРУП" (далее - Заявитель, АО "ББ ГРУП"),
надлежащим образом извещенных уведомлением от 02.08.2023 N АК/1571/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы АО "ББ ГРУП", рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме N 0379600000423000044 "Поставка реагентов и расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории 2" (далее - запрос котировок) с пользованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба АО "ББ ГРУП" на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки составлено с нарушением требования Закона о контрактной системе.
Заказчик в своих возражениях сообщил, что описание объекта закупки составлено и размещено в ЕИС в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы АО "ББ ГРУП" Комиссией Управления состоялось 08 августа 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе АО "ББ ГРУП", изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
26.07.2023 в 11:09 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован запрос котировок в электронной форме N 0379600000423000044 "Поставка реагентов и расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории 2" (извещение о проведении закупки - 26.07.2023 в 11:09 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта - 100 000, 00 рублей.
В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 26.07.2023 в 11:09 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 02.08.2023 в 09:00 ч.
На участие в запросе котировок подано 2 заявки от участников закупки.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Представитель Заявителя по доводу жалобы пояснил, что Заказчик неправомерно объединил в одну закупку приобретение товаров, входящих в перечень, отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальный нужд, и перечень, промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, и товаров, не входящих в указанные перечни.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 102).
Пунктом 2.2 Постановления Правительства РФ N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень 1 и не включенные в него.
В свою очередь, п. 1 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 616).
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных п. 1 Постановление N 616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из положений описания объекта закупки, являющимся приложением N 1 к извещению о проведении закупки, Заказчиком закупаются следующие товары:
1. Позиция КТРУ - 32.50.13.190-00007473 "Ручка-скарификатор автоматическая, одноразового использования";
2. Позиция КТРУ - 32.50.13.190-00007515 "Скарификатор-копье для прокалывания кожи пальца, одноразовый, стерильный";
3. Позиция КТРУ - 32.50.50.190-00000898 "Кювета для лабораторного анализатора ИВД, одноразового использования (Кювета спектрофотометрическая тип А одинарная 4 мл в штативе)";
4. Позиция КТРУ - 32.50.50.190-00000352 "Пипетка с ручным заполнением (Пипетка стеклянная к СОЭ-метру)";
5. Позиция КТРУ - 32.50.50.190-00000920 "Стекло предметное/слайд для микроскопии цервикальных цитологических мазков ИВД";
6. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00001094 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с К3ЭДТА";
7. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00000956 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом";
8. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00001456 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания";
9. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00000575 "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с EDTA";
10. Код ОКПД2 - 32.50.50.190 "Контейнер лабораторный для взятия проб стерильный с завинчивающейся крышкой".
Комиссией Управления установлено, что товары по позициям КТРУ - 32.50.13.190-00007473 "Ручка-скарификатор автоматическая, одноразового использования"; 32.50.50.000-00001456 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания", 32.50.50.000- 00001094 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА" (позиции товаров N 1, 6, 8) содержат три кода ОКПД2, а именно: 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
В свою очередь код ОКПД2 32.50.13.190 включен в Перечень, утвержденный Постановлением N 102, а также в данном перечне приведено наименование вида медицинского изделия "емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови, пробирки для взятия капиллярной крови, емкости для мочи, кала и мокроты", соответствующее закупаемой Заказчиком продукции.
Таким образом, товары по позициям N 1, 6, 8 описания объекта закупки включены в перечень, утвержденный Постановлением N 102.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что позиция КТРУ 32.50.50.000-00000956 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом" (позиция товаров N 7) содержат три кода ОКПД2, а именно: 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки". Необходимо также отметить, что вышеуказанная позиция КТРУ имеет номенклатурную классификацию медицинских изделий по видам - 293540 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом".
В свою очередь коды ОКПД2 32.50.13.190 и 32.50.50.190 включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 616.
Таким образом, товар по позиции N 7 описания объекта закупки включен в перечень, утвержденный Постановлением N 616.
При этом, Комиссией Управления установлено, что товары по позициям N 2, 3, 4, 5, 9, 10 описания объекта закупки, не включены в Перечни, утвержденные Постановлениями N 102 и N 616.
Исходя из вышеизложенного, товары, закупаемые Заказчиком при проведении закупки, не могут быть предметом одного контракта.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу акционерного общества "ББ ГРУП" обоснованной.
2. Признать Республиканское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Черкесская городская клиническая больница" нарушившим ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Республиканскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Черкесская городская клиническая больница" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 009/06/106-74/2023 от 08.08.2023 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 8 августа 2023 г. N 009/06/106-74/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023