Резолютивная часть оглашена
07.08.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобы ООО "Синтез инжиниринг", ИП Коваленко М.С. (далее - Заявители) на действия Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарафармация" (далее - Заказчик), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного запроса котировок на поставку медицинских изделий: стол/кушетка массажный, с питанием от сети (тип 1); стол/кушетка массажный, с питанием от сети (тип 2); массажер для физиотерапии; система подъема и перемещения пациента передвижная, с питанием от батареи (извещение N 0142200001323016498, начальная (максимальная) цена контракта - 1 464 894,93 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы на действия Заказчика при проведении электронного запроса котировок.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении закупки, а именно в извещении Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
Кроме того, Заявители считают, что число участников закупки ограничивается объединением в одном запросе котировок уникального товара, не имеющего аналога с товарами, широко представленными на рынке.
На основании вышеизложенного, Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, просили в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении запроса котировок, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно пункту 3 технического задания документации Заказчику требуется: "Массажер для физиотерапии. Описание: код вида номенклатурной классификации медицинских изделий. Моделирование опорных реакций с использованием принципа пневмомеханического давления на соответствующие опорные зоны стоп с помощью специальных пневмокамер в режимах реальной ходьбы. Формирование мощного афферентного потока импульсации, который оказывает регулирующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения, стимулируя процессы нейропластичности. Предназначен для ранней активизации больных, особенно тех, кому по функциональному состоянию проведение активных реабилитационных мероприятий затруднено. Предназначен для пациентов с длительной иммобилизацией. Реабилитация моторных нарушений, связанных со снижением или длительным отсутствием опорных нагрузок. Моделирование сенсорного образа ходьбы в режиме физиологической, закрепленной эволюции циклограммы ходьбы. Потенцирования рефлекторных механизмов шага, в частности, активизации спинального генератора локомоций и моторных центров более высокой организации. Применения в комплексном лечении неврологии и реабилитации. Возможность проведения гигиенической обработки. Масса блока управления, максимальное значение - кг 7. Габаритные размеры блока управления, мм максимальное значение - 300 х 290 х 290. Пневмоортезы (минимальное значение): 21/23 соответствует размерам 32,036,0, пара -1; 24/26 соответствует размерам 37,0
41,0, пара - 1; 27/29 соответствует размерам 42,0
46,0, пара - 1; Документация (паспорт, руководство по эксплуатации), компл. -1.
Подключаемое к сети переменного тока устройство, которое предназначено для выполнения терапевтического воздействия с использованием массажа на площадях больших, чем это может сделать небольшой ручной массажный прибор. Это устройство может использовать вибрирующие пояса или другие взаимозаменяемые механизмы, которые вступают в контакт с телом. Оно может использоваться, например, для стимулирования/массажа мускулатуры тела или для физиотерапевтической обработки. Это устройство может использоваться в медицинских организациях; изделия для домашнего использования к данному виду не относятся" КТРУ - 32.50.50.190-00000981. *Дополнительная информация предоставлена в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. В связи с тем, что в позиции КТРУ отсутствует описание товара, заказчик не обязан обосновывать необходимость использования такой информации. Иные правовые акты, технические регламенты, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (ГОСТ Р, ГОСТ, СНиП и пр.) отсутствуют".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, Уполномоченного органа в целях оснащения медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, средствами индивидуальной защиты государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области, в том числе осуществляющих наблюдение и лечение пациентов в соответствии с актуальной версией методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (подозрительный, вероятный, подтвержденный случаи COVID-19) в рамках государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2032, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674, 16.06.2023 в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении запроса котировок N 0142200001323016498.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий".
Согласно пункту 8 Приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения Отделения (приложения N 8, 10, 12 к Порядку).
Предметом закупки N 0142200001323016498 является, в том числе массажер для физиотерапии.
Согласно Приложению N 8 к Порядку для оборудования "Массажера для физиотерапии" установлен код НИМИ 182590.
Необходимость осуществления закупки непосредственно по НКМИ 182590 обусловлена также заданием министерства здравоохранения Самарской области (исх. N МЗ/1766-вн от 15.06.2023 (пункт 20 Приложения).
Согласно официальному сайту Росздравнадзора в Российской Федерации зарегистрировано 26 медицинских изделиях с необходимым Заказчику кодом НКМИ 182590.
Однако, 25 из 26 медицинских изделий не подходят Заказчику в силу того, что они не могут решить задачи реабилитации пациентов, необходимые лечебным Учреждениям Самарской области.
Согласно пояснениям Заказчика в извещении о проведении закупки, приложениям к нему установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Так, у лечебных Учреждений есть потребность в приобретении оборудования для проведения восстановительного лечения больных с двигательными нарушениями различной этиологии, применение его у пациентов с длительной иммобилизацией.
Длительная иммобилизация-состояние, при котором пациент в силу своего основного заболевания самостоятельно не передвигается, полностью себя не обслуживает и вынужденно находится в состоянии покоя более 1 месяца. В результате длительной иммобилизации происходит ряд патофизиологических изменений в организм, развивается мышечная атрофия. Имитатор опорной нагрузки подошвенный путем стимуляции опорных зон стоп, оказывает регулирующее воздействие на структуры ЦНС, контролирующие движения, стимулируя процессы нейропластичности, для применения у пациентов с длительной иммобилизацией, для реабилитации моторных нарушений, для моделирования опорных реакций с использованием принципа пневмомеханического давления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по извещению N 0142200001323016498 составила - 1 464 894,93 рублей.
Государственным казенным учреждением Самарской области "Самарафармация" в 2022 году проведено закупок на сумму более 100 млн. рублей, что также дает возможность Заказчику включать в один лот медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией, если НМЦК такой закупки не превышает 1,5 млн. рублей.
Следует отметить, что запрос котировок проводится на закупку и поставку, а не на производство, то есть поставщиком товара и участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям, извещения о проведении электронного запроса котировок и приложениям к нему и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При рассмотрении жалоб в Самарском УФАС России, Заявители, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе не представили надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Также Комиссией принято во внимание обстоятельство представления трех коммерческих предложений для расчета начальной (максимальной) цены контракта, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов поставить товар, предусмотренный аукционной документацией.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.08.2023 NИЗК1 на участие в закупке подано 2 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, приложениям к нему.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы ООО "Синтез инжиниринг", ИП Коваленко М.С. необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 августа 2023 г. N 364-14952-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2023