рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лыскове К.П. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения для аппарата для аутотрансфузии крови Cell Saver 5+ (изв.N 0356500003323000010),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500003323000010 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для аппарата для аутотрансфузии крови Cell Saver 5+. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 28.07.2023 N 7568/23) рассмотрение обращения было назначено на 01.08.2023 в 16:00 ч. В ходе заседания был объявлен перерыв до 02.08.2023 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
15.02.2023 г. между Заказчиком и ИП Лысковым К.П. (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку изделий медицинского назначения для аппарата для аутотрансфузии крови Cell Saver 5+ (далее - Контракт). Цена контракта - 960 000,00 руб.
В связи с нарушением Поставщиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 10.07.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в рамках Контракта Поставщик в соответствии с п. 1.1 Контракта обязался поставить изделия медицинского назначения для аппарата для аутотрансфузии крови Cell Saver 5+, а медицинского назначения для аппарата для аутотрансфузии крови Cell Saver 5+ (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар. Согласно спецификации к Контракту Поставщику надлежало поставить Заказчику следующий товар:
1) Контейнер для системы подготовки крови для аутотрансфузии. Материалы расходные к аппаратам для аутотрансфузии фирмы "Haemonetics" с принадлежностями, вариант исполнения: Резервуар коллекторный - 60 шт. на сумму 115 200,00 руб.;
2) Набор трубок для аспирационной системы. Материалы расходные к аппаратам для аутотрансфузии фирмы "Haemonetics" с принадлежностями, вариант исполнения: Магистрали для аспирации и анти коагуляции крови - 60 шт. на сумму 576 000,00 руб.;
3) Набор для системы подготовки крови для аутотрансфузии. Материалы расходные к аппаратам для аутотрансфузии фирмы "Haemonetics" с принадлежностями, вариант исполнения: Магистраль аутотрансфузионная с колоколом, контейнером для реинфузии и контейнером для отходов - 60 шт. на сумму 268 800,00 руб.
17.04.2023 г. между Заказчиком и Поставщиком было заключено дополнительное соглашение N 1 о замене поставляемого товара на товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными. Таким образом, в результате заключения дополнительного соглашения N 1 с 17.04.2023 г. между Заказчиком и Поставщиком, Поставщик обязан поставить следующий товар:
1) Контейнер для системы подготовки крови для аутотрансфузии. Материалы расходные к аппаратам для аутотрансфузии фирмы "Haemonetics" с принадлежностями, вариант исполнения: Резервуар коллекторный - 60 шт. на сумму 115 200,00 руб.;
2) Набор трубок для аспирационной системы. Материалы расходные к аппаратам для аутотрансфузии фирмы "Haemonetics" с принадлежностями, вариант исполнения: Магистрали для аспирации и анти коагуляции крови - 60 шт. на сумму 576 000,00 руб.;
3) Набор для системы подготовки крови для аутотрансфузии. Материалы расходные к аппаратам для аутотрансфузии фирмы "Haemonetics" с принадлежностями, вариант исполнения: Магистраль аутотрансфузионная с колоколом, контейнером для реинфузии и контейнером для отходов - 60 шт. на сумму 268 800,00 руб.
16.02.2023 г. в адрес Поставщика была направлена заявка N 16/02/2 на поставку товара:
1) Контейнер для системы подготовки крови для аутотрансфузии. Материалы расходные к аппаратам для аутотрансфузии фирмы "Haemonetics" с принадлежностями, вариант исполнения: Резервуар коллекторный - 5 шт.;
2) Набор трубок для аспирационной системы. Материалы расходные к аппаратам для аутотрансфузии фирмы "Haemonetics" с принадлежностями, вариант исполнения: Магистрали для аспирации и анти коагуляции крови - 5 шт.;
3) Набор для системы подготовки крови для аутотрансфузии. Материалы расходные к аппаратам для аутотрансфузии фирмы "Haemonetics" с принадлежностями, вариант исполнения: Магистраль аутотрансфузионная с колоколом, контейнером для реинфузии и контейнером для отходов - 5 шт.
Вместе с тем, поставка по заявке N 16/02/2 от 16.02.2023 г. Поставщиком осуществлена не была.
28.02.2023 г. в адрес Поставщика повторно была направлена заявка N 28.02.2023 г. Однако поставка также не была осуществлена.
04.04.2023 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N 01-20/23 с требованием осуществить поставку товара по ранее направленным заявкам и оплатить пени в связи с просрочкой поставки товара.
Также Заказчик указал, что согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, 17.03.2023 г. в Межрайонную инспекцию ФНС N 17 по Пермскому краю подано заявление Поставщика о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Поскольку на 10.07.2023 г. Поставщиком не осуществлена поставка товара по заявкам, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 10.07.2023 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2590505918323000079 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 10.07.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 21.07.2022 г. Вместе с тем, информация об ИП Лыскове К.П. была направлена в адрес Пермского УФАС России 26.07.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Как указал Заказчик при формировании
В действиях Заказчика содержится нарушение требований ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
ИП Лысков К.П. или его представитель на заседание Комиссии не явились, не представили доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в действиях ИП Лыскова К.П., доказательств, свидетельствующих о добросовестном исполнении ИП Лысковым К.П. условий контракта.
Стоит отметить, что ИП Лысков К.П. осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ИП Лысков К.П. должен был осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что ИП Лысковым К.П. предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ИП Лысковым К.П.не представлено.
Комиссия отмечает, что ИП Лысков К.П. подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Согласно выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, 19.03.2023 г. ИП Лысковым К.П. подано заявление о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. 24.03.2023 г. деятельность Лыскова К.П. как индивидуального предпринимателя прекращена.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
Подпунктом "а" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") установлены основания для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
В материалы обращения со стороны Поставщика не представлены доказательства, подтверждающие надлежащее исполнение контракта. Оснований для принятия Комиссией решения об отказе о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не имеется.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о закупках порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об индивидуальном предпринимателе Лыскове Константине Павловиче (ИНН 590409741993) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Лыскове К.П. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Лыскове К.П. из реестра недобросовестных поставщиков считать 07.08.2025 г.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 августа 2023 г. N РНП-59-242
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2023