На основании уведомления о проведении внеплановой проверки N 7373/23 от 24.07.2023 г. в связи с поступившей информацией (N 9525-ЭП/23 от 28.06.2023 г., N 9581-ЭП/23 от 28.06.2023 г.) в период с 25.07.2023 г. по 02.08.2023 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю проводилась внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ГБУ ПК "Центр комплексной реабилитации инвалидов" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по погрузке-разгрузке и перевозке (доставке) грузов (изв. N 1056500002923000058).
Проверка проведена Комиссией
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по погрузке-разгрузке и перевозке (доставке) грузов (изв. N 1056500002923000058).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 1056500002923000058 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по погрузке-разгрузке и перевозке (доставке) грузов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и приложением к нему:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.06.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 300 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 19.06.2023 г.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ, Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Установлено, что объект закупки включает в себя:
- Перевозка грузов, внутригородская, авто, ч (ОКПД2 - 49.41.19.900);
- Перевозка грузов, междугородняя, авто, км (ОКПД2 - 49.41.19.900);
- Услуги грузчика, ч (ОКПД2 - 52.24.12.110).
Описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
Согласно редакции извещения о проведении электронного аукциона от 07.06.2023, Приложение N 1 к Техническому заданию содержит, в том числе, следующее требование к автомобилю грузовому: "Возраст автомобиля, мес.: Меньше или равно 36".
В соответствии с п. 3.7 Технического задания, Исполнитель обязуется предоставить транспортное средство Заказчику в технически исправном состоянии.
Согласно п. 4.4.7 Проекта контракта (приложение к извещению), исполнитель обязан нести ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Исполнитель не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Вместе с тем, материалы проверки не содержат доказательств того, чем автомобиль грузовой, выпущенный 36 месяцев назад и позднее хуже, чем автомобиль грузовой, выпущенный ранее чем 36 месяцев назад.
Кроме того, Комиссия отмечает, что объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг, а не поставка товара, следовательно, в данном случае, потребность Заказчика состоит в необходимости перевозки грузов, надлежащее удовлетворение которой обеспечивается, в том числе, совокупностью положений п. 3.7 Технического задания об исправности предоставляемого исполнителем транспортного средства, а также п. 4.4.7 Проекта контракта и п. 1 ст. 796 ГК РФ об ответственности исполнителя за ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в Техническом задании (в редакции извещения о проведении электронного аукциона от 07.06.2023) требования к характеристикам транспортных средств являются излишними, могут привести к ограничению количества участников закупки и противоречат положениям ст. 33 Закона о закупках.
При этом, установлено, что 15.06.2023 г. Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона NИИ1.
В ходе анализа новой редакции извещения, Комиссией установлено, что приложения к извещению не содержат требований к дате выпуска грузового автомобиля.
ВЫВОД:
В действиях Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по погрузке-разгрузке и перевозке (доставке) грузов (изв. N 1056500002923000058) нарушений Закона о закупках не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 августа 2023 г. N 152 (ключевые темы: участники закупок - характеристика - перевозка - техническое задание - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2023