Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управления имущества КМО ПК (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Гражданпроект" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство двух блокированных жилых домой для детей - сирот и лиц из их числа на территории Карагайского муниципального округа Пермского края" (изв. N 0356500001422001048),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001422001048 Заказчиком проводился конкурс с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство двух блокированных жилых домой для детей - сирот и лиц из их числа на территории Карагайского муниципального округа Пермского края". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 654 736,48 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (исх. N 8016/23 от 08.08.2023) рассмотрение обращения было назначено на 09.08.2023 в 16:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 12:00 ч. 11.08.2023 г. с целью принятия решения.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.11.2022 г. между Заказчиком и ООО "Гражданпроект" заключен контракт N 6/22-к на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство двух блокированных жилых домой для детей - сирот и лиц из их числа на территории Карагайского муниципального округа Пермского края" на сумму 3 362 357,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 24.07.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство двух блокированных жилых домов для детей - сирот и лиц из их числа на территории Карагайского муниципального округа Пермского края" (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Результатом выполненных работ является проектно-сметная документация по объекту: "Строительство двух блокированных жилых домов для детей - сирот и лиц из их числа на территории Карагайского муниципального округа Пермского края".
1.5. Срок начала выполнения работ: 14.11.2022 г. но не ранее даты заключения контракта
1.6. Срок окончания выполнения работ: Не позднее 01.03.2023 г.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте).
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные Контрактом: выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство двух блокированных жилых домов для детей - сирот и лиц из их числа на территории Карагайского муниципального округа Пермского края"
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по Контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика.
4.4.5. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, в целях своевременного направления документации на государственную экспертизу (в случае, если Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено проведение государственной экспертизы), документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 24.07.2023 г.
В отношении довода Заявителя о том, что в ЕИС размещено лишь уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а не решение об одностороннем отказе, Комиссия отмечает, что Закон о закупках не предъявляет требований к содержанию решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 04.08.2023 г.
Информация об ООО "Гражданпроект" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 07.08.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, основанием, послужившим принятию решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, является: по состоянию на 24.07.2023 г. проектно-сметная документация, утвержденная КГАУ "Управление Госэкспертизы Пермского края" не представлена, следовательно, нарушены сроки исполнения Контракта.
ООО "Гражданпроект" в отношении принятого решения об одностороннем отказе пояснил следующее.
Согласно п. 37 Технического задания и п. 45 Технического задания (приложения N 1 к Контракту) Заказчик обязан предоставить все полученные ТУ и договоры на технологическое присоединение Подрядчику.
Согласно п 46.1 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) градостроительный план земельного участка, на котором планируется размещение объекта и (или) проект планировки территории и проект межевания территории предоставляется Заказчиком.
Согласно п. 8 Технического задания и п. 46.3 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) перечень ТУ, договоров на присоединение к сетям ИТО: Водоснабжение, Водоотведение, Электроснабжение.
Согласно п. 38, 45 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) срок передачи исходных данных - 5 рабочих дней со дня следующим за днем подписания муниципального контракта.
В нарушение приведенных положений приложения к Контракту:
- градостроительный план земельного участка был передан Заказчиком Подрядчику 10.01.2023 г., с просрочкой в 51 день, в подтверждение представлено письмо исх. N 9 от 10.01.2023 г.;
- технические условия на электроснабжение переданы 20.01.2023 г., с просрочкой в 61 день, в подтверждение направлено письмо исх. N 53 от 20.01.2023 г.;
- технические условия на водоснабжение и водоотведение переданы 30.01.2023 г., с просрочкой в 71 день, в подтверждение представлено письмо исх. N 72 от 30.01.2023 г.;
- технические условия на переустройство участка линии электропередачи переданы 01.03.2023 г., с просрочкой в 101 дней, то есть когда работы должны были быть полностью завершены Подрядчиком.
Таким образом, несвоевременное предоставление Заказчиком Подрядчику необходимых для выполнения работ исходных данных исключило возможность полноценного выполнения работ по контракту в предусмотренные Контрактом сроки.
Кроме того, Подрядчик пояснил, что на возможность своевременного завершения работ по Контракту повлияло и обстоятельство необоснованного отказа Заказчика от согласования двух разработанных Подрядчиком вариантов устройства фундамента проектируемых жилых домов.
Во исполнении п. 21.3 Технического задания Подрядчик разработал два наиболее экономически эффективных варианта фундамента (1-й вариант - ленточный фундамент; 2-й вариант - плитный фундамент), которые были направлены на согласование Заказчику (письмо N 59 от 06.02.2023 г.).
Заказчик данные варианты не согласовал, потребовав разработать третий вариант фундамента - свайного.
Подрядчик за свой счет провел дополнительные инженерно-геологические изыскания и разработал третий вариант фундамента (свайный), после чего письмом исх. N 177 от 20.03.2023 г. повторно направило на утверждение Заказчику все варианты фундамента.
21.03.2023 г. - Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо исх. N 276 от 21.03.2023 г., в котором согласовало третий вариант фундамента (свайный).
Разработка третьего варианта фундамента повлекла дополнительные временные затраты, продолжительностью 42 дня.
Комиссия отмечает, что согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" применяемые в настоящем Положении понятия означают следующее: "заявитель" - технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы, а также лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, документы на экспертизу подавались ООО "Гражданпроект" на основании выданной Заказчиком доверенности.
Документы направлялись Подрядчиком в адрес КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" дважды и были отклонены на основании следующего: непредставление полного комплекта требующихся для прохождения экспертизы документов, в том числе письма Заказчика о предельной стоимости строительства объекта, содержащего подтверждение возможности финансирования объекта по цене, указанной в проектной документации.
Вместе с тем, Подрядчик пояснил, что результаты выполненных работ полностью устраивали Заказчика устраивали, в том числе сметная стоимость строительства объекта проектирования. Замечания от Заказчика по разработанной документации не поступали в адрес Подрядчика.
Заказчик пояснил, что направлял в адрес Подрядчика письмо, в котором указывалась предельная стоимость объекта строительства.
Вместе с тем, в адрес Комиссии данное письмо представлено не было, Подрядчик также пояснил, что предельная стоимость строительства объекта ему не известна.
Комиссия также отмечает, что в контракте и приложениях к нему не установлена предельная стоимость строительства объекта, в п. 15 Технического задания (приложения N 1 к Контракту) лишь указано, что предполагаемая (предельная) стоимость строительства объекта определена в проекте.
Таким образом, Заказчик не оказывал должного содействия для исполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, совокупность действий Подрядчика была направлена на добросовестное, качественное исполнение обязательств по Контракту.
Кроме того, Заказчик не оспаривает сам факт выполнения работ со стороны ООО "Гражданпроект".
Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Подрядчика.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО ООО "Гражданпроект" с 2014 г. исполнило 23 Контракта. Следовательно, ООО "Гражданпроект" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Гражданпроект" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Гражданпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 августа 2023 г. N РНП-59-253
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023