На основании уведомления о проведении внеплановой проверки N 7953/23 от 07.08.2023 г. в связи с поступившей информацией (вх. N 10588/23 от 18.07.2023 г.) в период с 08.08.2023 г. по 11.08.2023 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю проводилась внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) МБУ "Полигон" (далее - Заказчик) при проведении закупок изв. N 0356600007023000014, 0356600007023000015, 0356600007023000016.
Проверка проведена Комиссией
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупок изв. N 0356600007023000014, 0356600007023000015, 0356600007023000016.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0356600007023000014 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по промывке (прочистке) сетей ливневой канализации.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и приложением к нему:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.06.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 4 900 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 10.07.2023 г.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Установлено, что объект закупки включает в себя промывку (прочистку) канализационной сети, пог.м (код позиции ОКПД2 - 37.00.11.150).
Описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
Согласно положениям п. 5.1 Технического задания, до начала оказания услуг Заказчик направляет Исполнителю заявку, в которой указывается необходимость оказания услуг по обследованию сети ливневой канализации с целью определения места засорения и регистрации ее технического состояния.
Заявка отправляется Заказчиком посредством электронной почты, факсимильной или телефонной связи за 1 (один) день до дня начала оказания услуг, а также при аварийных случаях за 3 часа до начала оказания услуг. В аварийных случаях Исполнитель обязан обеспечить прибытие на место оказания услуг специалистов в течение 2 (двух) часов с момента извещения Исполнителя Заказчиком.
В одной заявке может содержаться несколько (два и более, но, не превышая десяти) объектов сети ливневой канализации, на которых требуется оказать услуги. При этом Исполнитель должен обеспечить одновременное оказание услуг на всех объектах, содержащихся в заявке.
В соответствии с положениями п. 5.2 Технического задания, после получения заявки Исполнитель в сроки, указанные в заявке или в аварийных случаях в течение двух часов, обязуется обеспечить прибытие персонала на указанное в заявке место для обследования канализационной сети, с целью определения места засорения, в том числе проводит телевизионное (фото и/или видео) обследование сетей канализации с фиксацией ее технического состояния.
В аварийной ситуации при подтверждении факта засора Исполнитель незамедлительно уведомляет об этом Заказчика по телефону +7 (342) 241-27-77 или по телефонам, указанным в заявке, и вызывает его представителя для составления Акта обследования (Форма акта обследования - Приложение N 1 к настоящему Техническому заданию). Акт обследования, подписывается представителями сторон. Данный акт определяет объемы услуг по промывке (прочистке) сети ливневой канализации, необходимых для выполнения. К акту обследования прилагаются фото и/или видео материалы обследования сетей канализации. После подписания Акта обследования Исполнитель незамедлительно приступает к оказанию услуг по промывке (прочистке) участка сетей ливневой канализации в объемах, определенных в акте обследования.
Заказчик рассматривает полученные от Исполнителя материалы обследования сети и проект акта обследования в течение 5 рабочих дней и вызывает представителя Исполнителя на место оказания услуг с целью составления (корректировки при необходимости проекта акта обследования) и подписания Акта обследования. Акт обследования, подписывается представителями сторон. Данный акт определяет объемы услуг по промывке (прочистке) сети ливневой канализации, необходимых для выполнения. После подписания Акта обследования Исполнитель приступает к оказанию услуг по промывке (прочистке) участка сетей ливневой канализации в сроки и объемах определенных в акте обследования.
Согласно положениям п. 5.3 Технического задания, 5.3. Исполнитель должен произвести очистку всех колодцев от песка, ила, грязи, камней, корней деревьев, бетона, бытового мусора и любых других отложений и мусора разного вида. Гидродинамическая промывка (а при необходимости механическая очистка) засоренного участка сети ливневой канализации производится с постепенным вымыванием отложений (песка, ила, грязи, корней деревьев, камней, бетона, бытового мусора и т.п.) и перемещением отходов к канализационным колодцам, из которых они впоследствии удаляются илососными машинами. Производится чистка от загрязнений и отложений лотков колодцев. Промывка сетей осуществляется специализированной каналопромывочной техникой.
В результате очистки должны быть удалены все отложения и загрязнения на стенках и лотковой части колодцев ливневой канализации, данной части трубопроводов. Все сечение трубопровода должно быть вымыто.
Комиссия отмечает, что исходя из норм Закона о контрактной системе, Заказчики не ограничены в правомочиях формулировать объект закупки исходя из собственной потребности, которую они определяют самостоятельно, с учетом норм Закона о контрактной системе. При этом, повышенные требования к порядку оказания услуг также могут являться отражением потребности Заказчика в оказании ему услуг лучшего качества.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, качества, а также предотвращению злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Таким образом, включение в аукционную документацию условий, исключающих участие в закупке определенных хозяйствующих субъектов, не соответствующих данным требованиям, сформулированным исходя из потребности Заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Вместе с тем, Комиссия не находит требования Технического задания о возможности одновременного оказания услуг по нескольким заявкам Заказчика (от 1 до 10 заявок) неисполнимыми и ограничивающими возможность принятия участия в обжалуемой закупке для неограниченного круга хозяйствующих субъектов.
Кроме того, необходимо отметить, что положениями раздела 5 Технического задания установлен порядок оказания услуг, в соответствии с которым, сторонами контракта, по итогам согласования, составляется акт обследования, который содержит в своем составе сведения о объеме и порядке оказания услуг исполнителем. Более того, этим же пунктом Технического задания предусмотрена возможность корректировки (в случае наличия соответствующей необходимости, наличие которой может быть определено исполнителем в ходе обследования объекта) акта обследования.
При этом, положениями п. 5.3 Технического задания установлены конкретные требования к качеству оказания услуг исполнителем, в соответствии с которыми, в результате очистки должны быть удалены все отложения и загрязнения на стенках и лотковой части колодцев ливневой канализации, данной части трубопроводов. Все сечение трубопровода должно быть вымыто.
Кроме того, Комиссией установлено, что НМЦК закупки была сформирована на основании коммерческих предложений, что свидетельствует о наличии потенциальных исполнителей, готовых исполнять условия контракта в соответствии с требованиями описания объекта закупки.
Комиссия отмечает, что материалы проверки не содержат сведений, свидетельствующих о том, что описываемые обстоятельства могут привести к ограничению количества участников закупки.
Необходимо отметить также, что запросы разъяснения положений извещения в адрес Заказчика в период проведения аукциона не направлялись, жалобы, в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о закупках, не поступали.
24.07.2023 г. между Заказчиком и ООО "ТК "ОРИОН" был заключен контракт на оказание услуг по промывке (прочистке) сетей ливневой канализации.
Аналогичным образом в действиях Заказчика не выявлено нарушений при проведении закупок изв. N 0356600007023000015, 0356600007023000016.
ВЫВОД:
В действиях Заказчика при проведении закупок изв. N 0356600007023000014, 0356600007023000015, 0356600007023000016 нарушений Закона о закупках не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 августа 2023 г. N 161 (ключевые темы: ливневая канализация - техническое задание - участники закупок - акт обследования - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023