Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Электронные машины" по доверенности;
в присутствии:
- представителя МБОУ ''ВЯТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ТРИФОНА ВЯТСКОГО'' ГОРОДА КИРОВА по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Электронные машины",
У С Т А Н О В И Л А:
01.08.2023 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "Электронные машины" на действия Заказчика - МБОУ ''ВЯТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ТРИФОНА ВЯТСКОГО'' ГОРОДА КИРОВА при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене системы видеонаблюдения (извещение 0140300040823001020).
Заявитель сообщает о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку Заказчиком не установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства N 1236 или не было подготовлено обоснование невозможности соблюдения запрета.
Считает, что в рамках рассматриваемой закупки предполагается установка программного обеспечения в результате исполнения контракта, а также передача прав на данное ПО. Ссылается на разъяснения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, изложенные в письме от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501.
Рассмотрение жалобы назначено на 07.08.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Заказчика пояснил, что в рамках выполнения работ по замене системы видеонаблюдения подрядчику требуется кроме установки новых камер видеонаблюдения, предусмотренных пунктами 18 и 19 технического задания, обеспечить взаимодействие вновь устанавливаемого оборудования с уже имеющимися у заказчика камерами видеонаблюдения. Такое взаимодействие и обеспечивается по протоколу ONVIF без приобретения прав на какое-либо программное обеспечение. В рамках указанной закупки заказчиком не приобретаются программы для электронных вычислительных машин и баз данных, а, следовательно, у заказчика не было оснований устанавливать запрет на допуск программного обеспечения. Считает жалобу необоснованной.
Аналогичные пояснения представлены Уполномоченным органом - Управлением муниципальных закупок.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
25.07.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене системы видеонаблюдения. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 102 000,00 руб.
Согласно Техническому заданию определены следующие монтажные работы: 10. Устройство цифровой регистрации (установка видеорегистратора, 1 шт.); 18. Камеры видеонаблюдения на кронштейне (установка камер наружного видеонаблюдения, 11 шт.); 19. Камеры видеонаблюдения фиксированные (установка камер внутреннего видеонаблюдения, 49 шт.), а также определены следующие товары, используемые при выполнении работ:
10 |
Лицензия на подключение существующих видеокамер |
шт. |
3 |
Лицензия на подключение 1-й совместимой IP камеры к программному обеспечению по протоколу ONVIF (требуется проверка совместимости согласно спецификации ONVIF) |
Защитный USB ключ приобретается отдельно (один на сервер) | ||||
Функции: многопоточность, двусторонний звук, I/O, PTZ, Edge Storage, аппаратная аналитика и др. (в зависимости от модели видеокамеры) |
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнении данного требования принято постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Согласно п.2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению данной закупочной процедуры объектом закупки является выполнение работ по замене системы видеонаблюдения, Заказчиком для закупаемых работ выбран следующий код ОКПД2 43.21.10.120 "Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов", запрет, предусмотренный положениями Постановлением N 1236, Заказчиком не установлен.
В силу п. 2(1) Постановление N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Исходя из вышеизложенных положений Постановления N1236 следует, что под программным обеспечением, в рамках Постановления N1236, понимается в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программного обеспечения.
Аналогичные выводы отражены в письме Минфина России от 30.04.2020 N24- 03-06/35429.
При рассмотрении материалов жалобы представитель Заказчика дополнительно пояснил, что ONVIF может быть, как программным обеспечением, так и интерфейсом, который предназначен объединить различное IР-оборудование от разных производителей, при этом Заказчиком приобретается не программное обеспечение, а интерфейс.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Комиссия Управления отмечает, что из содержания спорного пункта технического задания закупки однозначно не следует необходимость поставки программного обеспечения и его установки.
При этом, Заявителем не представлены доказательства того, что извещение о закупке содержит требование об установке программного обеспечения, а также не представлены документы, подтверждающие обоснованность жалобы, в связи с чем довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Электронные машины" на действия Заказчика - МБОУ ''ВЯТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ТРИФОНА ВЯТСКОГО'' ГОРОДА КИРОВА при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене системы видеонаблюдения (извещение 0140300040823001020).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 августа 2023 г. N 043/06/106-818/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023