Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Единство", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
31.07.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Единство" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Пеленка впитывающая, подгузники) (извещение N 0340200003323010718).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком запрашиваются дополнительные документы, что противоречит ст. 43 Закона о контрактной системе, также совокупность указанных характеристик соответствует товару конкретного производителя по позиции 1 - "Пелегрин" Германия, по позиции 3 - "Пауль Хартманн АГ", что нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрение жалобы назначено на 27.12.2022 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Заявитель явку не обеспечил, дополнений не представил.
Представитель Заказчика подтвердили письменные пояснения, сообщил, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, наличие экстракта алоэ может подтверждаться регистрационным удостоверением на медицинское изделие, а также технической и/или эксплуатационной документацией производителя на медицинское изделие. О предоставлении участником закупки дополнительных документов, подтверждающих указанные характеристики, Заказчиком в документации о закупке не заявлено. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, не установлено, каким именно образом Заказчик должен обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Считает, что извещение, составлено в полном соответствии с требованиями Закона о конртактной системе. Указывает, что на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, что подтверждает отсутствие ограничений участников закупки. Просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 04.08.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
26.07.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323010718 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Пеленка впитывающая, подгузники). Начальная (максимальная) цена контракта - 999 879,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке по позициям 1,3 требуются медицинские изделия, со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки *** |
|||||
1 |
Пеленка впитывающая, штука, 5 760
17.22.12.130-00000002 |
Предназначена для использования при уходе за лежачими, послеоперационными больными, людьми с ограниченными возможностями передвижения, при проведении медицинских исследований и процедур в стационарных и поликлинических условиях |
|
|
|
|||||
Размер пеленки: |
|
|
|
|||||||
|
Длина, см |
90 _ 1 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
|
Ширина, см |
60 _ 1 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
|
Водоупорность защитного слоя, мм вд.ст |
Не менее 350 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
|
Абсорбционная способность, мл. |
Не менее 900 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
Состав изделия: -Нетканый полипропиленовый материал (покровный слой); - Распушенная 100% целлюлоза, (абсорбирующий слой); - Экстракт алоэ; - Пленка полиэтиленовая PE (защитный слой) |
|
|
|
|||||||
Наличие экстракта алоэ подтверждено Росздравнадзором |
|
|
|
|||||||
3 |
Подгузники для взрослых штука, 7 500.
17.22.12.130-00000001 |
Воздухопроницаемый подгузник с антибактериальным покрытием для взрослых, размер L |
|
|
|
|||||
Многослойное санитарно-гигиеническое изделие разового использования с абсорбирующим слоем для впитывания и удержания мочи и кала, предназначенное для ухода за пациентами различных возрастных групп и соблюдения санитарно-гигиенических условий |
|
|
|
|||||||
|
Подгузники для взрослых поддерживают благоприятный для кожи pH фактор |
5,5 _ 0,1 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
Подгузники для взрослых изготовлены в соответствии с требованиями раздела 5 ГОСТ Р 55082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия" |
|
|
|
|||||||
Конструкция подгузников для взрослых включает в себя (начиная со слоя, контактирующего с кожей человека): 1) верхний покровный слой; 2) распределительный слой; 3) абсорбирующий слой, состоящий из двух впитывающих слоев; 4) защитный слой; 5) нижний покровный слой; 6) барьерные элементы |
|
|
|
|||||||
Фиксирующие элементы - детали подгузника на его передней и задней частях для фиксации его в нужном положении и закрепления на талии человека (застежки-"липучки", эластичный пояс) |
|
|
|
|||||||
Индикатор наполнения подгузника |
|
|
|
|||||||
Слои подгузника скреплены способом, обеспечивающим прочность склейки слоев и швов подгузника, с помощью термообработки или клеем горячего расплава |
|
|
|
|||||||
Швы подгузника непрерывные |
|
|
|
|||||||
Размерный ряд по обхвату талии-бедер по ГОСТ Р 55082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия": 120 см - 150 см |
|
|
|
|||||||
|
Длина подгузника, мм |
980 _ 20 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
|
Ширина подгузника в талии, мм |
780 _ 20 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
|
Ширина подгузника в промежности, мм |
320 _ 10 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
|
Длина абсорбирующего внутреннего слоя, мм |
780 _ 30 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
|
Ширина абсорбирующего внутреннего слоя в талии, мм |
200 _ 10 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
|
Ширина абсорбирующего внутреннего слоя в области застежек, мм |
265 _ 10 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
|
Впитываемость по стандарту ГОСТ Р ISO 11948-1:1996 "Подгузники для взрослых. Испытания изделия целиком", мл |
Не менее 2180 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
Показатель впитываемости поставляемого товара указан заводским методом на групповой упаковке товара |
|
|
|
|||||||
|
Паропроницаемость защитного и нижнего покровного слоев в центральной части подгузника (не на крыльях) обеспечивает естественный процесс испарения влаги с поверхности кожи и снижает риск возникновения раздражения кожи, опрелостей, дерматитов, г/м2 / 24 часа |
900 _ 180 |
Одно значение или несколько значений |
|||||||
Документ о доказанности антимикробного действия абсорбирующего слоя подгузников выданного государственным органом стандартизации; инструкции производителя по применению с заявленными характеристиками, в том числе по впитываемости |
|
|
|
* Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
** Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
*** Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара:
"Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений;
"Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как установлено Комиссией Кировского УФАС России по позициям КТРУ - 17.22.12.130-00000002, 17.22.12.130-00000001 отсутствует описание товара.
Таким образом, руководствуясь Правилами использования КТРУ, Заказчиком осуществлено описание закупаемого товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, предусматривающей самостоятельное установление требуемых характеристик закупаемого товара.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003323010718 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что документов, подтверждающих характеристику "Наличие экстракта алоэ подтверждено Росздравнадзором" в состав заявки на участие в закупке прикладывать не требуется, данные документы будут проверяться Заказчиком на этапе приемки товара.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения о проведении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, кроме того, Заказчик представил сведения с электронной торговой площадки, согласно которым, на момент рассмотрения жалобы, на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем, Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы явку не обеспечил, дополнений не представил.
Учитывая, что Заказчиком в извещении не установлено требование о предоставлении дополнительных документов в составе заявки, подтверждающие наличие спорной характеристики "Наличие экстракта алоэ подтверждено Росздравнадзором", а также, Заявителем не представлены документы, подтверждающие обоснованность жалобы, довод ООО "Единство" не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Единство" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Центр медицинской реабилитации" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Пеленка впитывающая, подгузники) (извещение N 0340200003323010718).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 августа 2023 г. N 043/06/106-809/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023