Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупка;
Членов Комиссии:
Кобякова В.А. - начальника отдела контроля органов власти;
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУЗ "АКМИАЦ": Воловик М.С.;
от ООО "Трал Комплекс": Голубев А.В.;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "АКМИАЦ" о включении сведений об ООО "Трал Комплекс" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки 0817200000323011340 "Поставка компьютерного оборудования (системные блоки) для краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
08 августа 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "АКМИАЦ" о включении сведений об ООО "Трал Комплекс" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки 0817200000323011340 "Поставка компьютерного оборудования (системные блоки) для краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница".
10 августа 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель Заказчика пояснила, что ООО "Трал Комплекс", являясь победителем электронного аукциона не представил обеспечение исполнения контракта, не разместил в ЕИС информацию, подтверждающую свою добросовестность, в связи с чем был признан уклонившимся от заключения контракта. На включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков не настаивала.
Представитель ООО "Трал Комплекс" пояснил, что намерений уклониться от заключения контракта не имелось, просил не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку произошла ошибка по вине ответственного лица.
Рассмотрев представленные документы, и обращение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам:
13 июля 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323011340 "Поставка компьютерного оборудования (системные блоки) для краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 200 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 24.07.2023 г. заявка под N 114646017 с ценой контакта 1 573 984,00 была признана победителем.
По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Силу части 2 статьи 37 Закона о контактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке.
В силу части 5 статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта.
Согласно 6 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта.
До заключения контракта ООО "Трал Комплекс" не предоставил обеспечение исполнения контракта в необходимом объёме, и не разместил на электронной площадке и в единой информационной системе информацию, подтверждающую свою добросовестность, в связи с чем был признан уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения ООО "Трал Комплекс" в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего:
согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
С учетом положений части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта составил 240 000, 00 руб., таким образом, ООО "Трал Комплекс" должно было представить обеспечение в сумме 240 000,00 руб., либо три контракта (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 37 Закона о контактной системе, контракты (содержащаяся в реестре контрактов) должны были быть предоставлены ООО "Трал Комплекс" Заказчику при направлении подписанного проекта контракта (через ЕИС).
Согласно банковской гарантии от 01.08.2023 г., сумма составила 160 000,00 руб., в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки.
Вследствие ошибки ответственного лица, информация, подтверждающая добросовестность ООО "Трал Комплекс" не была представлена.
Однако, согласно представленным в материалы дела сведениям, 04.08.2023 г. (вх. 02/2-20-250) сведения о выполненных контрактах в КГБУЗ "АКМИАЦ" поступили по электронной почте.
Действуя добросовестно и разумно ООО "Трал Комплекс" будучи победителем аукциона, не имел умысла уклоняться от заключения контракта, контракт подписал.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту б) пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. n 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В связи изложенным, у Комиссии нет оснований для включения сведений об ООО "Триал Комплекс" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Трал Комплекс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_________________________ |
А.Ю. Бурбах |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 августа 2023 г. N 022/10/104-926/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2023