Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Салтаим" (далее - общество, заявитель, ООО "Салтаим") на действия бюджетного учреждения Омской области "Детский оздоровительный лагерь "Березка" (далее - БУОО "Детский оздоровительный лагерь "Берёзка", заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного запроса котировок на поставку кисломолочного продукта (Реестровый номер 2023.053171) (извещение N 0352500001623000020) (далее - запрос котировок),
в присутствии директора БУОО "Детский оздоровительный лагерь "Берёзка" Лесенкова Ивана Павловича, представителя заказчика Губкиной Анны Валерьевны (доверенность N 2 от 03.08.2023),
при участии посредством видео-конференц-связи генерального директора ООО "Салтаим" Вавило Александра Сергеевича
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6954-ЭП/23 от 28.07.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного запроса котировок следует, что 25.07.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352500001623000020 о проведении закупки в форме электронного запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 153 920 руб.
Срок окончания подачи заявок, установленный в извещении об осуществлении закупки: 04.08.2023 в 10:00 час.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе, в том числе было дословно указано:
"При описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование товара |
Код КТРУ |
Единица измерения |
Характеристики товара |
Требования к сроку годности товара |
Показатели закупаемого товара, ед. изм. | |||||
3 |
Кисломолочный продукт |
10.51.52.100 |
640, килограмм |
Вид продукта: йогурт питьевой Консистенция и внешний вид: однородная, в меру вязкая. Вкус и запах: чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов, в меру сладкий вкус. Цвет: молочно-белый, равномерный и/или обусловленный добавленными компонентами. Массовая доля жира: не менее 2,5% и не более 3,2 %* Состав продукта: молоко нормализованное, пастеризованное, закваска, сахар-песок. Фасовка - не менее 0,2 кг и не более 0,26 кг |
Остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 20 (двадцати) суток от срока годности, установленного производителем (изготовителем). |
Мы считаем, что Заказчик при описании объекта закупки нарушил пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и пункт 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В характеристиках товара указано, что вид продукта - йогурт. Для йогурта предусмотрен код ОКПД2 10.51.52.110 и в соответствии с возрастной категорией потребителей - код КТРУ 10.51.52.110-00000004.
КТРУ предусматривает следующие характеристики для йогурта для детского питания:
Наименование характеристики |
Вид характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Вид продукта |
Неизменяемая заказчиком |
Йогурт |
|
Для детского питания |
Неизменяемая заказчиком |
Да |
|
Наличие вкусовых компонентов |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
|
Нет |
|
||
Йогурт питьевой |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
|
Нет |
|
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования Заказчика не нашли соответствия в КТРУ. Отсутствует обоснование следующих требований к закупаемому товару:
- Консистенция и внешний вид: однородная, в меру вязкая.
- Вкус и запах: чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов, в меру сладкий вкус.
- Цвет: молочно-белый, равномерный и/или обусловленный добавленными
компонентами.
- Массовая доля жира: не менее 2,5% и не более 3,2 %*
- Состав продукта: молоко нормализованное, пастеризованное, закваска, сахар-песок.
- Фасовка - не менее 0,2 кг и не более 0,26 кг
- Остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 20 (двадцати) суток от срока годности, установленного производителем (изготовителем)".
Заказчиком (вх. N 7136-ЭП/23 от 03.08.2023) были представлены возражения на доводы жалобы, содержание которых сводится к тому, что при описании объекта закупки и установлению кода ОКПД2 10.51.52.100 "Продукты кисломолочные (кроме сметаны)" нарушений действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе со стороны заказчика допущено не было: "Данное наименование было определено на основании товаров, которые были использованы при формировании НМЦК: продукт кисломолочный "биолакт" (изготовитель АО "ДАНОН РОССИЯ"), продукт кисломолочный "биолакт-МК" (изготовитель КПОО "Центр питательных смесей", продукт кисломолочный "биолактD" (изготовитель ООО "ВНИМИ-Сибирь"). Необходимо отметить, что на упаковках всех производителей присутствует словосочетание "кисломолочный продукт" или "продукт кисломолочный".
В Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позиции КТРУ с наименованием товара "кисломолочный продукт" или "продукт кисломолочный" отсутствует. Поиск производился на странице в сети Интернет по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/stait/stailPage.html. Соответственно, возможность применить позицию КТРУ у Заказчика отсутствовала.
Характеристика "йогурт" приведена в показателях закупаемого товара.
Статья 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021 /2011 определяет порядок идентификации пищевой продукции заинтересованными лицами. При идентификации используются, в том числе методы: по наименованию, визуальный, органолептический. Таким образом, указывая характеристику "йогурт", Заказчик основывался на субъективном восприятии товара, при этом ниже в характеристиках приводя точные параметры, позволяющие определить соответствие поставляемого товара потребностям Заказчика в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ".
Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктами 4-7 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Объектом рассматриваемой закупки выступает поставка кисломолочного продукта с выбранным заказчиком кодом ОКПД2 10.51.52.100.
При этом в электронном документе "Описания объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, установлены следующие требования к товару:
"вида продукта - йогурт
Внешний вид, консистенция, вкус и запах, цвет должны соответствовать ГОСТ 31981-2013. Межгосударственный стандарт. Йогурты. Общие технические условия", ТУ качество продукта не ниже указанного ГОСТа
Поставляемый товар должен соответствовать ГОСТ 31981-2013. Межгосударственный стандарт. Йогурты. Общие технические условия".
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 31981-2013. Межгосударственный стандарт. Йогурты. Общие технические условия (введен Приказом Росстандарта от 27.12.2013 N 2314-ст) (далее - ГОСТ) йогурт: кисломолочный продукт с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока, произведенный с использованием смеси заквасочных микроорганизмов - термофильных молочнокислых стрептококков и болгарской молочнокислой палочки, концентрация которых должна составлять не менее чем в 1 г продукта, с добавлением или без добавления различных немолочных компонентов.
Также в ГОСТ приведена область применения стандарта, в соответствии с которой настоящий стандарт распространяется на упакованные в потребительскую упаковку йогурты из коровьего молока и (или) молочных продуктов, предназначенные для непосредственного употребления в пищу.
Таким образом, из описания объекта закупки однозначно следует, что заказчиком закупается йогурт (код ОКПД2 10.51.52.110). В отношении такого товара, как верно отмечено заявителем, в КТРУ наличествуют позиции (при формальном соотнесении с описанием объекта закупки отвечающие потребности заказчика). Укрупненная позиция КТРУ 10.51.52.110-00000009 "Йогурт", включающая в себя соответствующие отдельные позиции.
Следовательно, заказчик при описании объекта закупки обязан был применять соответствующую позицию КТРУ, а равно Правила применения КТРУ, чего сделано не было.
В действиях заказчика Комиссией установлено нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, довод жалобы признана обоснованным.
Позицию заказчика о том, что им закупается иной кисломолочный продукт, который по существу йогуртом не является Комиссия полагает несостоятельной, прямо противоречащей требованиям к товару, отраженным в описании объекта закупки.
На вопросы Комиссии о том, чем закупаемый заказчиком товар отличается от йогурта, представители заказчика затруднились ответить.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Салтаим" на действия бюджетного учреждения Омской области "Детский оздоровительный лагерь "Березка" при осуществлении закупки в форме электронного запроса котировок на поставку кисломолочного продукта (Реестровый номер 2023.053171) (извещение N 0352500001623000020).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения Омской области "Детский оздоровительный лагерь "Березка" нарушения части 6 статьи 23, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетного учреждения Омской области "Детский оздоровительный лагерь "Березка", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева |
|
А.П. Алексина |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 августа 2023 г. N 055/06/106-858/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023