рассмотрев материалы дела N 7-3/451 по обращению заказчика - Арбитражный суд Сахалинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Континент" (ИНН 6501220329/ КПП 650101001), о директоре Иванове Дмитрии Дмитриевиче (ИНН 650113188432), учредителе Лыжиной Валентине Сергеевне (ИНН 650113246606) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 03.03.2023 N 0161100002223000004 на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений Арбитражного суда Сахалинской области и содержанию прилегающих к зданиям заказчика территорий и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Континент",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 03.03.2023 N 0161100002223000004 на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений Арбитражного суда Сахалинской области и содержанию прилегающих к зданиям заказчика территорий между Арбитражным судом Сахалинской области и ООО "Континент" заключен по результатам проведения аукциона электронной форме N 0161100002223000004 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта 1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по ежедневной комплексной уборке помещений Арбитражного суда Сахалинской области и содержанию прилегающих к зданиям Заказчика территорий (далее также "услуги") для нужд Заказчика в соответствии с настоящим Контрактом, Техническим заданием (Приложение N1 к контракту), Спецификацией (Приложение N2 к контракту), а Заказчик - принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, определённых настоящим контрактом.
Срок оказания услуг: с 01.03.2023г.по 30.09. 2023 г. (включительно) (п. 1.3 контракта).
Исполнитель обязуется:
- оказать услуги Заказчику в сроки и в соответствии с требованиями и условиями Контракта и Технического задания (Приложение N1 к настоящему контракту) (п. 2.1.1 контракта);
- принимать своевременные меры по предупреждению и немедленному устранению нарушений в качестве или иных недостатков оказываемых услуг (п. 2.1.3 контракта);
- в случае выявления недостатков (не соответствия услуг условиям Контракта) во время оказания услуг по требованию Заказчика безвозмездно устранить недостатки в сроки, установленные Заказчиком (п. 2.1.4 контракта);
В соответствии с п. 7.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным:
- статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (односторонний отказ от исполнения контракта возмездного оказания услуг);
- пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации (отступление Исполнителя услуг от условий контракта или иные недостатки оказанных услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми).
Приложением N1 к контракту стороны определили Техническое задание на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений Арбитражного суда Сахалинской области и содержанию прилегающих к зданиям заказчика территорий (далее - Техническое задание).
Так, в соответствии с Техническим заданием услуги включают в себя:
- уборку - клининг (удаление различных загрязнений с разных поверхностей);
- уход за поверхностями;
- дезинфекцию поверхностей (за исключением медицинской дезинфекции);
- содержание прилегающей территории, кровли, уборка и вывоз мусора, опавших листьев снега.
Уборка мест общего пользования выполняется ежедневно, кроме субботы воскресенья и праздничных дней, проводится в дневные часы с 09-00 ч. до 17-00 ч.
Уборка мест общего пользования и кабинетов проводится в вечерние часы с 18-00 ч. до 21-00 ч.
В выходные и праздничные дни уборка помещений выполняется по указанию Заказчика по необходимости, в случае проведения разовых мероприятий.
Также Техническим заданием установлено, что туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое мыло, освежитель воздуха, пакеты для мусора, а также необходимые к использованию в уборке материалы - моющие средства приобретаются за счет исполнителя.
Услуги по контракту надлежащим образом не оказаны, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 03.03.2023 N 0161100002223000004 (решение от 17.07.2023 N400).
В результате изучения материалов дела 7-3/451, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
15.05.2023 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия согласно которой Заказчиком установлено, что в течение мая 2023 года регулярно туалетные комнаты не были обеспечены расходными материалами: туалетной бумагой, мылом, моющими дезинфицирующими средствами, освежителями воздуха и бумажными полотенцами. Уборка помещений Заказчика производилась некачественно, либо не производилась вообще, предусмотренная техническим заданием Контракта как 5 дней в неделю.
19.05.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с нарушением существенных условий контракта.
25.05.2023 Обществом в адрес Заказчика направлен ответ на претензию от 15.05.2023 согласно которому обязуются не допускать нарушений условий контракта, просят отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.05.2023 Заказчиком отменено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.07.2023 Заказчиком в адрес Общества повторно направлена претензия.
17.07.2023 комиссией Заказчика составлен акт о нарушении условий контракта в котором указано, что в период с 30.06.2023 по 17.07.2023 выявлены и подтверждены следующие нарушения: уборка помещений Заказчика производилась некачественно либо не производилась вообще, предусмотренная техническим заданием Контракта как 5 дней в неделю:
- мойка твердого пола: линолеум, ламинат, керамогранит, паркет;
- удаление мелкого мусора с текстильной обивки мебели пылесосом;
- удаление пыли и появившихся загрязнений с зеркальных и стеклянных поверхностей внутри помещений;
- протирка и удаление загрязнений с рабочих поверхностей мебели: столов (без передвижения документов), журнальных столиков, шкафов, тумбочек, стеллажей, сейфов, ножек стульев, кресел;
- удаление загрязнений с влагостойких поверхностей стен;
- протирка подоконников;
- протирка труднодоступных поверхностей мебели, деталей интерьера: верхней части шкафов, стеллажей, кондиционеров;
- чистка текстильной обивки мебели пылесосом полностью.
17.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что подрядчиком допущено существенное нарушение условий контракта.
17.07.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
28.07.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Согласно пояснениям Общества Обществом принимались меры, направленные на надлежащие исполнение контракта, также чтобы избежать расторжение контракта в одностороннем порядке, Общество просило расторгнуть контракт по соглашению сторон. Сотрудников Общества не допускали на территорию Заказчика, не давали продолжать исполнение контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводы Общества, поскольку в материалы дела доказательств непредставления допуска в помещения Заказчика не представлено, равным образом не представлены документы, свидетельствующие о невозможности оказания услуг надлежащим образом.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Континент" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Континент" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Континент", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Континент" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Арбитражным судом Сахалинской области об ООО "Континент" (ИНН 6501220329/ КПП 650101001), о директоре Иванове Дмитрии Дмитриевиче (ИНН 650113188432), учредителе Лыжиной Валентине Сергеевне (ИНН 650113246606) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 03.03.2023 N 0161100002223000004 на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений Арбитражного суда Сахалинской области и содержанию прилегающих к зданиям заказчика территорий сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 августа 2023 г. N РНП-27-304
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023