Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель инспекции:
- _.;
Члены инспекции:
- _;
- _,
(далее - Инспекция) в связи с поступлением обращения АСО "Общественный контроль", в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проведена проверка действий заказчика - ФГБУН Хабаровский Федеральный исследовательский центр Дальневосточного отделения Российской академии наук на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку пирометра для бесконтактного измерения температуры расплава металла (извещение N0322100010822000063 от 22.07.2022),
в присутствии представителей:
от заказчика - ФГБУН Хабаровский Федеральный исследовательский центр Дальневосточного отделения Российской академии наук - _, _,
от заявителя АСО "Общественный контроль" - уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие представителей в заседании комиссии не обеспечило,
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение АСО "Общественный контроль", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - ФГБУН Хабаровский Федеральный исследовательский центр Дальневосточного отделения Российской академии наук при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку пирометра для бесконтактного измерения температуры расплава металла (извещение N0322100010822000063 от 22.07.2022).
По мнению заявителя, в извещении, документации о проведении запроса котировок неправомерно не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 878), что противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции на момент размещения закупки).
Указанное в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе послужило основанием для проведения внеплановой проверки действий Заказчика при осуществлении вышеуказанных закупок.
В рамках проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение об осуществлении закупки N0322100010822000063 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 22.07.2022.
Способ осуществления закупки: запрос котировок в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта: 465 187 рублей 83 копеек.
Объект закупки: поставка пирометра для бесконтактного измерения температуры расплава металла.
Дата начала срока подачи заявок - 22.07.2022.
Дата окончания срока подачи заявок - 29.07.2022.
Дата подведения итогов - 02.08.2022.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением о проведении данного запроса котировок в электронной форме объектом закупки является - поставка пирометра для бесконтактного измерения температуры расплава металла.
Согласно извещению о проведении данного запроса котировок в электронной форме заказчиком установлено следующее:
1) преимущества - не установлены;
2) требования к участникам:
а) требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера;
б) требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
в) единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
3) ограничения и запреты - не установлены.
Заказчиком установлен код ОКПД2 к настоящей закупке - 26.51.51.120 пирометры.
Вместе с тем, закупаемый товар заказчиком входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ N878, а именно:
61) 26.51.51 - гидрометры, термометры, пирометры, барометры, гигрометры и психрометры.
При этом в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку пирометра для бесконтактного измерения температуры расплава металла (извещение N0322100010822000063 от 22.07.2022), не содержит информацию об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая тот факт, что контракт заключен и исполнен в полном объеме, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи заказчику, предписания об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 28.9 при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ должностных лиц Заказчика истек 22.07.2023.
Таким образом, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу материалы дела N7-3/442 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика не передавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Доводы изложенные в обращении АСО "Общественный контроль", содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - ФГБУН Хабаровский Федеральный исследовательский центр Дальневосточного отделения Российской академии наук при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку пирометра для бесконтактного измерения температуры расплава металла (извещение N0322100010822000063 от 22.07.2022) признать - обоснованными.
2. Признать заказчика - ФГБУН Хабаровский Федеральный исследовательский центр Дальневосточного отделения Российской академии наук нарушившим требования ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 августа 2023 г. N 137 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды - товар. работа. услуга. - запрос котировок в электронной форме - общественный контроль)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023