Резолютивная часть объявлена 08.09.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.08.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А.- Начальник отдела Управления;
- Сафонов С.И.- Специалист-Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Мягких Т.А. на основании приказа N158-лс от 04.07.2023,
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (ИНН: 380200093971; ОРГНИП: 323665800003520) от 03.08.2023 N 7617/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения", при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по организации горячего питания годах (извещение N 0387200010623000054) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (ИНН: 380200093971; ОРГНИП: 323665800003520) от 03.08.2023 N 7617/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения", при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по организации горячего питания годах (извещение N 0387200010623000054).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заявитель считает, что наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации является количественным значением, в связи с чем Заказчик должен был установить формулы, предусмотренные п. 20 Положения ПП РФ от 31.12.2021 N 2604.
2. Заказчиком установлен полностью ненадлежащий порядок оценки предусмотренный ПП РФ от 31.12.2021 N 2604.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение об оценке заявок).
Согласно пункту 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пунктам 24 - 25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком по критерию "квалификация участников закупки" установлен следующий порядок оценки заявок.
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
20 |
Признак N 1 (обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами, выраженная в наличии: - не менее 3 поваров не ниже четвертого разряда, являющихся штатными сотрудниками участника конкурса; - не менее 2 кухонных рабочих, являющихся штатными сотрудниками участника конкурса; |
100 |
Не менее 3 поваров не ниже четвертого разряда, являющихся штатными сотрудниками участника конкурса - 80 баллов; Менее 3 поваров не ниже четвертого разряда, являющихся штатными сотрудниками участника конкурса - 0 баллов; Не менее 2 кухонных рабочих, являющихся штатными сотрудниками участника конкурса - 20 баллов; Менее 2 кухонных рабочих, являющихся штатными сотрудниками участника конкурса - 0 баллов.
Для подтверждения необходимо приложить: - копии трудовых книжек или сведений о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации - копия свидетельства об уровне квалификации или иного документ, подтверждающий квалификацию; |
Таким образом, Заказчиком оценка заявок осуществляется по шкале оценки, предусмотренной пунктом 22 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ
от 31.12.2021 N 2604.
При этом, в пункте 20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждены формулы, по которым расчитывается значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (Бхi), если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов.
Согласно пункту 22 Положения, в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Таким образом, наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации является количественным значением, в связи с чем Заказчик должен был установить формулы, предусмотренные пунктом 20 Положения.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения частей 8, 9 статьи 32 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1946) утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
"б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса)".
Однако, Заказчиком размещен иной порядок оценки заявок по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", отличающийся от норм вышеуказанных нормативно-правовых актов, а именно в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе отсутствует формула, указанная в подпункте "б" пункта 9 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604:
На основании вышеизложенного, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки предусмотренный ПП РФ от 31.12.2021 N 2604.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила не выдавать обязательное для исполнения предписание, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
Жалоба ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (ИНН: 380200093971; ОРГНИП: 323665800003520) от 03.08.2023 N 7617/23 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (ИНН: 380200093971; ОРГНИП: 323665800003520) от 03.08.2023 N 7617/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения", при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по организации горячего питания годах (извещение N 0387200010623000054) обоснованной.
1.1 Первый довод обоснованный.
1.2 Второй довод обоснованный.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения", нарушение положений частей 8, 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: Е.А.Андрейцева
С.И. Сафонов
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 августа 2023 г. N 086/06/32-1307/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023