Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ИП Т.З.П. на положение извещения о проведении запроса котировок на разработку проектно-сметной документации на благоустройство площади у железнодорожного вокзала в городе Пскове (номер извещения: 0157300009923000022) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27.07.2023 Заказчиком - Управления городского хозяйства Администрации города Пскова объявлен запрос котировок в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на благоустройство площади у железнодорожного вокзала в городе Пскове (номер извещения: 0157300009923000022).
Извещение N0157300009923000022 о проведении вышеуказанного запроса котировок размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.07.2023 10:31.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 502 059,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 03.08.2023 09:00.
Оператор электронной площадки: АО "Сбербанк-АСТ".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.08.2023 NИЗК1 на участие в запросе котировок подано 6 (шесть) заявок, все признаны соответствующими требованиям извещения.
03.08.2023 (вх.N3633-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 09.08.2023 в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N3633-ЭП/23 от 03.08.2023).
Заказчик незаконно установил требование о наличии у участника закупки членства СРО в области архитектурно-строительного проектирования, поскольку объектом является разработка проектно-сметной документации на благоустройство площади у железнодорожного вокзала.
Учитывая изложенное, считаем, что объект закупки не включает работы по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации, предусмотренные ГрК РФ.
Представители Заказчика, не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, исх.NУГХ АГП-02-10375 от 08.08.2023, в материалах дела):
Площади ж/д вокзала и автовокзала входят в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Псков", утвержденного постановлением Администрации города Пскова от 18.09.2013 N 2450.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) автомобильные дороги и линии электропередач относятся к линейным объектам.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Также пунктом 2 положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 87 от 16.02.2008, предусмотрено, что объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются, в том числе на линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
С учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся и линейные объекты.
Согласно описанию объекта закупки (техническое задание), проект благоустройства привокзальной площади должен включать в себя в том числе решения по:
- организации проездов автотранспорта и общественного транспорта, организации пешеходного и велосипедного движения;
- устройству стоянок автотранспорта и общественного транспорта, устройству остановок общественного транспорта;
- устройство наружного освещения;
- разработки системы видеонаблюдения всей проектируемой территории.
Для расчета проверки устойчивости основания проездов, стоянок и тротуаров необходимо назначить расчетную нагрузку в соответствии с СП 34.13330-2021 "Автомобильные дороги". Для расчета конструкции дорожной одежды назначить расчетную нагрузку в соответствии с ПНСТ 542-2021 "Дороги автомобильные. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования".
Также необходимо предусмотреть мероприятия против образования колейности, проектные решения по закрытому водоотводу с привокзальной площади и прилегающей территории, при необходимости с очисткой поверхностных стоков, предусмотреть устройство тротуаров с установкой бортового камня и направляющего ограждения (при необходимости).
Иными словами, происходит полная замена конструкции дорожной одежды. Указанные виды работ, согласно классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация), относятся к капитальному ремонту автомобильных дорог.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно части 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок объектом закупочной процедуры является разработка проектно-сметной документации на благоустройство площади у железнодорожного вокзала в городе Пскове.
Также в соответствии с извещением участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Требование установлено в соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. Членство СРО не требуется в случаях, предусмотренных ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса:
10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
10.1) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с Описанием объекта закупки (Техническим заданием) в процессе формирования проектно-сметной документации исполнителю требуется в том числе:
"14.1. Разработать проектные решения с учетом Градостроительного кодекса РФ (N 190-ФЗ от 29.12.2004), СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СП 417.1325800.2020 "Железнодорожные вокзальные комплексы", СП 34.13330.2021 "Автомобильные дороги", а также действующей нормативной документации, СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей", СП 506.1311500.2021 "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности"; СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений маломобильных групп населения".
14.2. В проектной документации разработать дополнительные разделы:
- обеспечение сохранности объектов культурного наследия (при необходимости);
- мероприятия по доступности зданий и сооружений маломобильных групп населения.
17.14. Проект благоустройства привокзальной площади должен включать в себя решения по:
- организации проездов автотранспорта и общественного транспорта, организации пешеходного и велосипедного движения;
- устройству стоянок автотранспорта и общественного транспорта, устройству остановок общественного транспорта;
- благоустройства территории сквера Воскресенской часовни;
- озеленение проектируемой территории:
предусмотреть групповые посадки деревьев и кустарников, с учетом разделения на малые, средние и большие, по структуре группы могут быть разреженными и плотными;
на свободных пространствах предусмотреть размещение газонов из дикорастущих почвопокровных растений, разнотравных и многовидовых из дикорастущих растений;
- предусмотреть мероприятия по организации видовых раскрытий объектов культурного наследия, расположенных в границах проектирования и в непосредственной близости от участков проектирования;
- установку малых форм (скамеек, урн, велопарковок и т.д.);
- устройство наружного освещения;
- предусмотреть подсветку зеленых насаждений, декоративную подсветку малых архитектурных форм и памятников;
- разработать систему видеонаблюдения всей проектируемой территории;
- при проектировании всех элементов благоустройства, рассмотреть мероприятия для создания комфортной среды для маломобильных групп населения.
17.15. Для расчета проверки устойчивости основания проездов, стоянок и тротуаров назначить расчетную нагрузку в соответствии СП 34.13330.2021 "Автомобильные дороги".
17.16. Для расчета конструкции дорожной одежды назначить расчетную нагрузку в соответствии с ПНСТ 542-2021 "Дороги автомобильные. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования".
17.17. Предусмотреть мероприятия против образования колейности.
17.18. Для расчета конструкция искусственных сооружений назначить расчетную нагрузку в соответствии с СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы" и ГОСТ 33390-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия".
17.19. Предусмотреть проектные решения по закрытому водоотводу с привокзальной площади и прилегающей территории, при необходимости с очисткой поверхностных стоков.
17.20. Предусмотреть наземные пешеходные переходы.
17.21. Предусмотреть устройство тротуаров с установкой бортового камня и направляющего ограждения (при необходимости).
Как пояснил представитель Заказчика, указание в наименовании объекта на "благоустройство площади" само по себе не означает, что будет осуществляться разработка проекта на благоустройство территории в понимании, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Фактически после разработки проекта необходимо осуществить капитальный ремонт привокзальной площади - планируется расширить границы ремонтируемого объекта, а именно создать единый транспортный узел по организации приема и отправки пассажиров автобусного и железнодорожного транспорта, что повлечет как изменение схемы движения, так и переустройство остановок общественного и легкового транспорта, устройства дополнительных парковок, линий наружного освещения и др..
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное требование, о наличии у участника закупки членства СРО в области архитектурно-строительного проектирования не противоречит части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.08.2023 NИЗК1 на участие в запросе котировок подано 6 (шесть) заявок, все признаны соответствующими требованиям извещения, что также подтверждает отсутствие действий со стороны Заказчика по ограничению или устранению конкуренции.
Одновременно Комиссия отмечает, что согласно извещению о проведении запроса котировок к участникам закупки установлены требования о наличии опыта выполнения работ по Постановлению Правительства N2571 (позиция 16), при этом согласно сведениям из ЕИС "реестр контрактов" у Заявителя (ИП Т.З.П.) не имеется исполненных контрактов.
Данное обстоятельство исключает участие Заявителя в данном запросе котировок, ввиду чего, положения извещения не могут нарушить права и законные интересы заявителя ИП Т.З.П..
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Т.З.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 9 августа 2023 г. N 060/06/31-308/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023