Резолютивная часть решения оглашена 2 августа 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено 7 августа 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии на рассмотрении дела представителей:
муниципального бюджетного образовательного учреждения Новоникольская СОШ (далее - МБОУ Новоникольская СОШ, Заказчик) - _
ТОГБУ "Капиталстрой" - _..,
в отсутствие представителей ООО "Конструкция" (далее - Общество, Подрядчик),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 14.07.2023 от исполнения муниципального контракта N0495/22-ЭА от 04.04.2022 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ, расположенного по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Старое Хмелевое, ул. Белаховой, 78", заключенного по итогам электронного аукциона N0164200003022000495,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение муниципального бюджетного образовательного учреждения Новоникольская СОШ (вх. от 26.07.2023 N4636-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "Конструкция" (392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, б-р Строителей, д. 6 А помещ. 12,13, 14, 15, ИНН 6829136413) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 14.07.2023 от исполнения муниципального контракта N0495/22-ЭА от 04.04.2022 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ, расположенного по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Старое Хмелевое, ул. Белаховой, 78", заключенного по итогам электронного аукциона N0164200003022000495, в связи с нарушением условий контракта.
ООО "Конструкция" явку своих представителей на заседание не обеспечило, письменные пояснения по рассматриваемой ситуации и доказательства не возможности исполнения контракта в установленный срок Обществом не представлены.
Рассмотрение дела проводилось 01.08.2023, продолжилось 02.08.2023 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своих полномочий в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа от исполнения контракта от 04.04.2022 N0495/22-ЭА, рассмотрев представленные Заказчиком материалы, а также документы закупки, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N0164200003022000495 между МБОУ Новоникольской СОШ и ООО "Конструкция" 04.04.2022 был заключен контракт N0495/22-ЭА на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ, расположенного по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Старое Хмелевое, ул. Белаховой, 78" на сумму 53 840 540,53 рублей (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта: "Предмет Контракта: капитальный ремонт здания Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ, расположенной по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Старое Хмелевое, ул. Белаховой, 78. (далее-Объект) в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N 1 к Контракту), Ведомостью объемов конструктивных решений (элементов и комплексов (видов) работ (Приложение N 2 к Контракту), Проектом сметы Контракта (Приложение N 3 к Контракту) являющихся его неотъемлемой частью. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы".
Согласно п. 1.2 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить и передать Заказчику Работы по капитальному ремонту Объекта на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии Графиком выполнения строительно-монтажных работ по Объекту, который является Приложением N5 к Контракту и его неотъемлемой частью, извещением об осуществлении закупки (приглашением принять участие в определении подрядчика), заявкой (окончательным предложением) Подрядчика (участника закупки), а Заказчик обязуется принять и оплатить их".
Пунктом 3.4 контракта установлено, в том числе, следующее: "Размер аванса установлен в размере 20 % (двадцать процентов) от цены контракта в сумме 10 876 876 (десять миллионов восемьдесят семьдесят шесть тысяч восемьсот семьдесят шесть) рублей 88 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 процентов - 1 812 812 (один миллион восемьсот двенадцать тысяч восемьсот двенадцать) рублей 82 копейки".
Согласно п. 4.2 контракта: "Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 30.11.2022 года.
Срок начала выполнения подрядных Работ по Объекту, срок окончания выполнения подрядных Работ по Объекту (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Контрактом работ определены Графиком выполнения строительно-монтажных работ по Объекту (Приложения N 5 к Контракту)".
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ по объекту (Приложение N5 к Контракту) работы по объекту выполняются в 4 этапа в установленные сроки.
В соответствии с дополнительным соглашением от 18.11.2022 N3 к контракту в контракт были внесены, в том числе, следующие изменения:
- новой редакцией пункта 2.1 контракта определена цена контракта 65 755 128, 95 рублей, в том числе, налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов - 10 959 188,16 рублей, также были увеличены цены каждого из этапов;
- согласно новой редакции пункта 3.3 контракта оплата выполненных по контракту работ осуществляется не позднее 7 рабочих дней с даты подписания сторонами акта сдачи приемки выполненных работ по фактически выполненным подрядчиком работам;
- новой редакцией пункта 4.2 контракта определен следующий срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 15.12.2022 года;
- пунктом 7.1 контракта определен размер обеспечения исполнения контракта - 3 287 756,45 (5% от цены, по которой заключается контракт);
- внесены изменения в приложения 1-6 контракта.
12.12.2022 сторонами заключено дополнительное соглашение N4, согласно которому был изменен, в том числе, пункт 4.2 контракта: "..Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 15.04.2023 года."
Заказчик на рассмотрении дела сообщил, что в связи с получением писем и предписаний ТОГБУ "Капиталстрой" (организации, осуществляющей строительный контроль) о допущенных нарушениях и отставании Подрядчика от графика выполнения строительно-монтажных работ, им неоднократно направлялись соответствующие требования в адрес Подрядчика (исх. от 09.03.2023 N28, исх. от 13.03.2023 N30/3, исх. от 20.04.2023 N46/2, исх. от 15.05.2023 N58, исх. от 04.07.2023 NN 76,76/1). Кроме того, Заказчиком в адрес Подрядчика были направлены претензии о нарушении сроков выполнения работ и оплате неустойки 02.02.2023 на сумму 799 494,98 рублей, 17.03.2023 на сумму 1 368 107,71 рублей, 25.04.2023 на сумму 479 249,96 рублей. Несмотря на то, что после истечения срока выполнения работ по контракту Подрядчик продолжал проводить работы с согласия Заказчика, по состоянию на 14.07.2023 Подрядчиком не выполнены в полном объеме работы по каждому этапу, предусмотренному графиком выполнения строительно-монтажных работ. Документы, подтверждающие данные обстоятельства, представлены Заказчиком в материалы дела.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок Подрядчиком предоставлены, а Заказчиком подписаны документы о выполнении работ на сумму 32 431 985,40 рублей, что составляет 49,32% от суммы заключенного контракта. Подрядчиком оплата начисленной неустойки не производилась.
В силу ч. 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13.1 контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона о контрактной системе".
Согласно пункту 5.2.1 контракта Заказчик вправе: "Принимать решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в порядке, установленном Федеральным законом о контрактной системе, по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, а также в случае:
если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к установленному Контрактом сроку становится невозможным;
если Подрядчик в установленный Заказчиком срок не устранил недостатки, обнаруженные при приемке работ;
неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчика по Контракту".
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта, Заказчик 14.07.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения. Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 14.07.2023 и получено Подрядчиком 14.07.2023.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока Общество не устранило нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с чем указанное решение вступило в законную силу 25.07.2023.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (ред. от 31.10.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Указанных в пункте 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 случаев Комиссия Тамбовского УФАС России не установила.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Установлено, что работы по контракту выполнялись Подрядчиком с нарушением сроков и правил производства строительно-монтажных работ на объекте, что подтверждается письмами ТОГБУ "Капиталстрой" об устранении нарушений, направленными в адрес Подрядчика и Заказчика (исх. от 02.12.2022 N01-20/772, исх. от 08.02.2023 N01-20/147, акт выезда на объект от 07.03.2023 N1, предписание от 10.03.2023 N1, исх. от 12.04.2023 N01-20/314, исх. от 15.05.2023 N01-20/432). Организация, осуществляющая строительный контроль, неоднократно отмечала, что недостаточное количество рабочих и низкие темпы производства работ на объекте не позволят Подрядчику выполнить работы, предусмотренные настоящим контрактом в срок до 15.04.2023. После истечения срока выполнения работ по контракту, а именно после 15.04.2023, Подрядчик продолжал проводить работы с согласия Заказчика. Между сторонами контракта продолжали согласовываться замена материалов, используемых при проведении работ на объекте, в том числе с изменениями в проектно-сметную документацию. Протоколами совещаний по вопросу капитального ремонта Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ от 04.05.2023, 11.05.2023, 18.05.2023, 25.05.2023, 01.06.2023, 08.06.2023, 15.06.2023, 22.06.2023, 29.06.2023, 06.07.2023 были определены виды и сроки выполнения Подрядчиком работ, однако работы завершены не были.
ООО "Конструкция" не обеспечило участие своего представителя на заседании по рассмотрению обращения Заказчика, информацию и документы, опровергающие доводы Заказчика, не представило. Доказательств, препятствующих выполнению работ в установленный контрактом срок в соответствии с условиями контракта, ООО "Конструкция" не представило. На уведомление о заседании комиссии от 27.07.2023 и звонки Тамбовского УФАС России ответа не последовало. Согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица 05.05.2023 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту выполнение работ должно выполняться в соответствии с согласованными сроками и объемами. Подписав контракт, Подрядчик согласился со всеми его условиями, сроки и объемы выполнения работ были изначально известны Обществу.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Данная закупка имеет важное значение для Заказчика и неисполнение ООО "Конструкция" обязательств по контракту влияет на деятельность МБОУ Новоникольская СОШ.
Поведение ООО "Конструкция" в период исполнения им контракта, не свидетельствует о намерении Общества как генподрядчика добросовестно исполнить условия заключенного контракта. Исходя из документов, имевшихся в распоряжении антимонопольного органа, следует однозначный вывод о недобросовестности подрядчика по спорному контракту и наличии оснований для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Конструкция" недобросовестное поведение, выраженное в ненадлежащем исполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 04.04.2022 N0495/22-ЭА.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МБОУ Новоникольская СОШ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Конструкция" (392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, б-р Строителей, д. 6 А помещ. 12,13, 14, 15, ИНН 6829136413) и лица, исполняющего функции единоличного органа Общества - генерального директора Пахомова Сергея Ивановича (ИНН: 683203059500), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Конструкция" и генерального директора Пахомова Сергея Ивановича в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении ООО "Конструкция" и генерального директора Пахомова Сергея Ивановича из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
|
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
|
Н.Е. Козлова
К.Д. Трушинская |
Исп. Трушинская К.Д.
Тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 августа 2023 г. N 068/10/104-552/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2023