Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Охинцева С. Н., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Семенычева Е. К., главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С.,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Главклимат" (далее также - ООО "Главклимат", общество, заявитель) - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик - государственное казённое учреждение Ярославской области "Учреждение по содержанию и эксплуатации административных зданий" (далее также - ГКУ ЯО "УСЭАЗ", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Зубова Д. В.;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Гробовой В. С.;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк-АСТ" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Главклимат" на действия заказчика, ГКУ ЯО "УСЭАЗ", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кондиционеров (извещение N 0171200001923002693) (далее также - аукцион, закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Главклимат" на действия заказчика, ГКУ ЯО "УСЭАЗ", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кондиционеров (извещение N 0171200001923002693).
Заявитель полагает, что описание объекта закупки (техническое задание) сформировано заказчиком и уполномоченным органом таким способом, который не позволяет потенциальному участнику закупки на этапе формирования и подачи заявки на участие в закупке произвести расчет количества и стоимости требуемых расходных материалов, а именно:
1) на схеме кабинетов не отображено планируемое месторасположение внутренних блоков систем кондиционирования, которое, в свою очередь, влияет на протяженность фреоновой магистрали между внутренним и наружным блоком, и, как следствие, на количество требуемого расходного материала;
2) не указан способ отвода конденсата от внутренних блоков на фасады здания (с применением или без применения помп и, если с применением, то в каком количестве);
3) не указано, относится ли к обязанностям подрядчика подведение электропитания к наружным блокам; если это входит в обязанности подрядчика, то на схеме следовало отобразить точку подключения, чтобы у потенциального участника закупки была возможность произвести расчет количества требуемых расходных материалов.
Изложенное, по мнению заявителя, с точки зрения законодательства о контрактной системе недопустимо.
Кроме того, податель жалобы указывает, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе не предоставлен ответ на его запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав позиции представителей заказчика и уполномоченного органа, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.07.2023 размещено извещение N 0171200001923002693 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 191 000,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о закупке должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности, специфики самого товара и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение о закупке такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы ему для выполнения соответствующих функций.
Заказчиком и уполномоченным органом в извещении об осуществлении закупки (раздел 4 электронного документа "Описание объекта закупки (техническое задание)") предусмотрены в том числе следующие требования к установке (монтажу) поставленного товара (кондиционеры бытовые):
1) Для отвода конденсата от кондиционеров при необходимости использовать дренажные насосы (помпы) (пункт 4.5);
2) Коммуникации для отвода конденсата вывести за внешние стены здания, использовать существующие системы водоотведения (пункт 4.6);
3) Подключение кондиционеров произвести к существующей сети электроснабжения с установкой дополнительных пластиковых щитов наружного или внутреннего исполнения и автоматических выключателей (пункт 4.7);
4) Работы оказываются с использованием оборудования, инструмента и расходных материалов Поставщика (пункт 4.16).
Таким образом, заказчиком сформировано техническое задание исходя из его потребности, которая заключается в том числе и в самостоятельном определении потенциальным подрядчиком способов выполнения закупаемых заказчиком работ.
Иными словами, заказчик, не имея в своем распоряжении специалистов, обладающих компетентными знаниями в означенной области, оставляет данный вопрос на усмотрение потенциального подрядчика, который, будучи профессиональным участником рынка соответствующих видов работ, должен определить способ выполнения таких работ, необходимость использования при их выполнении конкретных наименований и количества расходных материалов и т. д. самостоятельно, исходя из целесообразности их применения в конкретном случае и возможности достижения требуемого заказчику результата.
Следует отметить, что законодательство о контрактной системе не содержит требований к степени детализации заказчиком описания объекта закупки. Следовательно, заказчик и уполномоченный орган вправе определить эту степень по своему усмотрению, не допуская при этом ограничения конкуренции (не нарушая законодательство о защите конкуренции).
Отсутствие в техническом задании указания на конкретные способы реализации поставленных перед потенциальным подрядчиком задач свидетельствует о том, что заказчик и уполномоченный орган не накладывают технических ограничений и специализированных требований в отношении таких способов. Техническим заданием предусмотрены требования к функциональному результату, который может быть достигнут с использованием различных технологий и подходов по усмотрению подрядчика в объеме, достаточном для нормальной (корректной) работы установленной системы кондиционирования.
В рассматриваемом случае оспариваемые заявителем положения извещения о закупке не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, в равной мере относятся ко всем участникам закупки, не ставят в преимущественное положение одних потенциальных участников перед другими, не предрешают исхода закупки, а направлены, прежде всего, на реализацию потребности заказчика.
Кроме того, Комиссией установлено, что заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта были использованы коммерческие предложения потенциальных поставщиков (вх. N 1551 от 30.06.2023; вх. N1550 от 30.06.2023), данные ими исходя из условий сформированного заказчиком и впоследствии опубликованного в составе извещения о закупке технического задания.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 7 заявок, все заявки признаны комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, что свидетельствует о наличии конкуренции между потенциальными поставщиками при проведении рассматриваемой закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа по формированию описания объекта закупки (технического задания) оспариваемым заявителем способом нарушений требований законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев второй довод заявителя, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что 27.07.2023 заявителем, ООО "Главклимат", с использованием электронной площадки был направлен заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о закупке следующего содержания:
"Добрый день. Совершенно нет информации по выполнению монтажных работ. Выглядит на самом деле как "нам нужен забор, сколько будет стоить?" а сколько метров забора и какого не ясно. 1. Вы прикрепили схему кабинетов, это плюс... отобразите пжл на ней где будут размещаться внутренние блоки систем кондиционирования. 2. Важно понимать протяженность магистралей (каждый метр стоит денег, причем сложно посчитать расходы если заказчик пишет до 20метро...3 метра тоже до 20-м и 19-м тоже до 20 укладывается, а метр стоит примерно 1000-1200 руб). 3. Так же важно понимать возможность отвода конденсата от внутренних блоков на фасады здания. Варианта два: самотеком в кабель канале на улицу или с применением помпы (помпа с установкой от 6до8тыс.руб на каждый внутренний блок). Если они нужны, то учтены ли они при расчете НМЦК? 4. Подведение электропитания. Кто тянет электрику к наружным блокам? если подрядчик то откуда (можно указать на схеме точку подключения, чтобы была возможность посчитать метраж кабельных линий/расходных материалов) Просьба отнестись к запросу ответственно, в случае отписок, вынуждены будем обратиться в службу УФАС".
31.07.2023 на данный запрос сформированы заказчиком и размещены уполномоченным органом в единой информационной системе разъяснения следующего содержания:
"По поступившему запросу Заказчик поясняет следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком установлены требования в описании объекта закупки согласно КТРУ.
В связи с отсутствием компетенций у заказчика в установке и обслуживании оборудования, в условиях поставки указано:
"доставка товара, погрузочно-разгрузочные работы, установка (монтаж) кондиционеров, пуско-наладочные работы, вынос мусора, уборка помещений, в которых производились монтажные работы по установке кондиционеров, осуществляются силами и за счет средств Поставщика"
В соответствии с этим заказчик в описании объекта закупки указал всю имеющуюся у него информацию относящеюся к предмету закупки, а именно:
- Адрес и помещения в которые планируется установка оборудования;
- Параметры помещений;
- Схемы этажей административного здания с помещениями в которые планируется установка оборудования (в приложении к описанию объекта закупки);
- другую информацию в соответствии с описанием объекта закупки.
Каждый участник, как специализированная организация, обладающая компетенциями, в вопросе объекта закупки имеет возможность самостоятельно выбрать оборудование планируемое к поставке и установке, оптимальную прокладку трасс под подобранное оборудование.
Заказчик не имеет возможности более точно определить условия поставки, в связи с отсутствием информации о выборе участника какое оборудование предполагается к поставке.
В соответствии с описанием объекта закупки исполнитель должен, в том числе:
4.5 Для отвода конденсата от кондиционеров при необходимости использовать дренажные насосы (помпы).
4.6. Коммуникации для отвода конденсата вывести за внешние стены здания, использовать существующие системы водоотведения.
4.7. Подключение кондиционеров произвести к существующей сети электроснабжения с установкой дополнительных пластиковых щитов наружного или внутреннего исполнения и автоматических выключателей.
Исполнитель в зависимости от поставляемого оборудования решает, какие использовать расходные материалы, необходимость использования помп, способы и организацию электроснабжения оборудования.
Для определения начальной максимальной цены при сборе коммерческих предложений Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликован запрос с цен с описанием объекта закупки соответствующий аукциону (в котором отображены условия поставки товара) и получены соответствующие ответы.
Заказчик считает, что данные действия не является ограничением конкуренции и не нарушают положений Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком принято решение вносить изменения в извещение об Электронном аукционе".
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком не предоставлен ответ на его запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы не нашел своего подтверждения.
Нарушений в действиях заказчика и уполномоченного органа по формированию и размещению ответа на запрос о даче разъяснений положений извещения о закупке (в том числе в части сроков размещения такого ответа) Комиссией Ярославского УФАС России не обнаружено.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемого электронного аукциона Комиссией Ярославского УФАС России в действиях заказчика и уполномоченного органа выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: проект контракта.
Требования к содержанию контракта предусмотрены статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В то же время согласно пункту 2.6 проекта контракта расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке.
В письменных пояснениях, представленных в материалы дела, заказчик и уполномоченный орган указывают, что оспариваемый заявителем случай подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 2 части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (заказчиком и уполномоченным органом при формировании проекта контракта учитывалась такая связанная с приемкой поставленного товара ситуация, когда в состав приемочной комиссии входят члены, не являющиеся работниками заказчика, и, соответственно, когда в силу подпункта "а" пункта 5 части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в таком случае законодательством допускается подписание документа о приемке без использования единой информационной системы).
Между тем изложенная выше позиция заказчика и уполномоченная органа опровергается положениями сформированного ими же проекта контракта: так, проект контракта содержит положения, однозначно и недвусмысленно указывающие на необходимость формирования и подписания документов о приемке с использованием единой информационной системы (пункты 3.6, 3.7 проекта контракта), и в то же время не содержит положений, предусматривающих какие-либо исключения из данного правила, в том числе описанное выше исключение, на которое ссылаются заказчик и уполномоченный орган.
Под иные установленные законодательством исключения рассматриваемый случай также не подпадает (доказательств обратного в материалы дела не представлено).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчик и уполномоченный орган, установив в проекте контракта, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, условие о сроке оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги не в соответствии с требованиями части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, допустили тем самым нарушение пункта 5 части 2 статьи 42, части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главклимат" (ИНН 5257180139) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Учреждение по содержанию и эксплуатации административных зданий" (ИНН 7604284446), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кондиционеров (извещение N 0171200001923002693) необоснованной.
2. По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кондиционеров (извещение N 0171200001923002693) признать заказчика и уполномоченный орган нарушившими пункт 5 части 2 статьи 42, часть 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения, поскольку такое предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Коваленко Михаила Сергеевича (ИНН 343301423520) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Учреждение по содержанию и эксплуатации административных зданий" (ИНН 7604284446), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кондиционеров (извещение N 0171200001923002693) (решение Ярославского УФАС России от 04 августа 2023 года по делу N 076/06/106-892/2023).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С. Н. Охинцева
Члены Комиссии: И. С. Ерофеева
Е. К. Семенычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 августа 2023 г. N 076/06/106-891/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023