На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 28.07.2023 N 246/23, на основании обращения заказчика Администрация Жуковского муниципального округа Брянской области (вх. N 5029/23 от 28.07.2023) о включении сведений в отношении ООО "Сатурн" ("___..") в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "____."
Членов Инспекции: "_____."
в присутствии:
"___.".- представителя заказчика Администрации Жуковского муниципального округа Брянской области, действующего на основании доверенности от 01.08.2023;
"___."- представителя ООО "Сатурн", действующего на основании доверенности N 5 от 07.07.2023,
в результате рассмотрения обращения заказчика Администрация Жуковского муниципального округа Брянской области о включении сведений в отношении ООО "Сатурн" в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Администрацией Жуковского муниципального округа Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на благоустройство дворовой территории по ул. Рабочий городок, д.3 в г. Жуковка Брянской области за N 0127600001723000012,
установила:
1) 09.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение и документация об электронном аукционе на благоустройство дворовой территории по ул. Рабочий городок, д.3 в г. Жуковка Брянской области за N 0127600001723000012.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 796 078,35 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127600001723000012 было подано 2 (две) заявки.
4) Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.03.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признан ООО "Сатурн" с ценой контракта 768 215,55 рублей.
5) 28.03.2023 между заказчиком Администрацией Жуковского муниципального округа Брянской области и ООО "Сатурн" заключен муниципальный контракт N 0127600001723000012 от 28.03.2023 на благоустройство дворовой территории по ул. Рабочий городок, д.3 в г. Жуковка Брянской области.
Согласно п.1.2 контракта сроки выполнения работ - в течение 90 дней с 17 апреля 2023 года. Работы выполняются в один этап. Срок формирования и подписания документа о приемке в единой информационной системы Подрядчиком - не более чем в течение 3 (трех) рабочих дней с даты окончания выполнения работ.
6) 28.03.2023 между ООО "Сатурн" и ООО "Гарант-Строй" заключен договор субподряда на благоустройство дворовой территории по ул. Рабочий городок, д.3 в г. Жуковка Брянской области.
6) 17.04.2023 (исх. Nб/н) подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо с просьбой согласовать и утвердить образцы скамейки и урны.
7) 17.04.2023 (исх. Nб/н) подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо с уведомлением о том, что подрядчиком ведутся работы по подготовке и закупке материалов, используемых для выполнения работы, оформляются заказы на поставку лавочек и урн, согласно технического задания, в связи с чем ООО "Сатурн" приступит к выполнению работ по контракту через 15 рабочих дней.
8) 20.04.2023 (исх. N 2065) заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия, согласно которой подрядчик к выполнению работ по контракту не приступил, с просьбой незамедлительно приступить к выполнению работ, а также с уведомлением о том, что в случае дальнейшего неисполнения подрядчиком договорных условий, заказчиком будет рассмотрен вопрос об одностороннем отказе от исполнения контракта.
9) 05.05.2023 (исх. N 2310) заказчиком в адрес подрядчика повторно направлена претензия, согласно которой подрядчик к выполнению работ по контракту не приступил, с уведомлением о том, что в случае дальнейшего неисполнения подрядчиком договорных условий, заказчиком будет рассмотрен вопрос об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10) 10.05.2023 (исх. N б/н) письмом подрядчик сообщает заказчику о том, что часть материалов завезена на объект, но начать выполнение работ по контракту не представляется возможным, так как на данном объекте ведутся инженерные работы, с уведомлением о том, что как только закончится выполнение инженерных работ, ООО "Сатурн" незамедлительно приступит к исполнению контракта.
11) 12.05.2023 (исх. N 2462) заказчик уведомляет подрядчика о завершении работ по ремонту теплотрассы на объекте 11.05.2023.
12) 06.06.2023 (исх. N 3065) заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия, согласно которой подрядчик к выполнению работ по контракту не приступил несмотря на то, что работы по ремонту теплотрассы завершены, с уведомлением о том, что в случае дальнейшего неисполнения подрядчиком договорных условий, заказчиком будет рассмотрен вопрос об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13) 09.06.2023 (исх. N б/н) подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо с уведомлением о том, что до окончания срока выполнения работ, установленного в контракте, работы по благоустройству дворовой территории будут выполнены в полном объеме.
14) 26.06.2023 (исх. N 3333) заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия, согласно которой подрядчик к выполнению работ по контракту не приступил, с уведомлением о том, что, если работы по благоустройству территории не будут начаты до 28.06.2023 заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15) 17.07.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 17.07.2023 11:32 ч., получено исполнителем 17.07.2023 11:32 ч.
16) 20.07.2023 (исх. N б/н) подрядчиком направлено в адрес заказчика возражение на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому ООО "Сатурн" сообщает о несогласии с принятым заказчиком решением, а также о том, что объект не был передан подрядчику по акту приема-передачи, на объекте велись инженерные работы, поэтому подрядчик не мог приступить к выполнению работ по вине заказчика, ООО "Сатурн" готов выполнить работы по благоустройству, если будет подписано дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ на 25 календарных дней.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком Администрация Жуковского муниципального округа Брянской области 17.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципальный контракт N 0127600001723000012 от 28.03.2023 на благоустройство дворовой территории по ул. Рабочий городок, д.3 в г. Жуковка Брянской области.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено невыполнение обязательств в полном объеме в установленный контрактом срок.
Пунктом 10.12 муниципального контракта предусмотрено право государственного заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком Администрация Жуковского муниципального округа Брянской области 17.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 17.07.2023, которое впоследствии 17.07.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено подрядчику, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 17.07.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 17.07.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 28.07.2023 контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Сатурн" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком Администрацией Жуковского муниципального округа Брянской области в рамках заключенного контракта недобросовестного поведения исполнителя ООО "Сатурн".
Данный вывод подтверждается следующим:
28.03.2023 между заказчиком Администрацией Жуковского муниципального округа Брянской области и ООО "Сатурн" заключен муниципальный контракт N 0127600001723000012 от 28.03.2023 на благоустройство дворовой территории по ул. Рабочий городок, д.3 в г. Жуковка Брянской области.
Согласно п.1.2 контракта сроки выполнения работ - в течение 90 дней с 17 апреля 2023 года. Работы выполняются в один этап.
28.03.2023 между ООО "Сатурн" и ООО "Гарант-Строй" заключен договор субподряда на благоустройство дворовой территории по ул. Рабочий городок, д.3 в г. Жуковка Брянской области.
Установлено, что в установленный контрактом срок (с 17.04.2023) подрядчик не приступил к выполнению работ по контракту.
17.04.2023 (исх. Nб/н) подрядчик уведомил заказчика о том, что ООО "Сатурн" приступит к выполнению работ по контракту через 15 рабочих дней, ввиду закупки подрядчиком материалов, используемых для выполнения работ по контракту.
20.04.2023 (исх. N 2065) и 05.05.2023 (исх. N 2310) заказчиком в адрес подрядчика направлены претензии, в которых отражено, что подрядчик к выполнению работ по контракту не приступил.
10.05.2023 (исх. N б/н) письмом подрядчик уведомил заказчика о том, что часть материалов завезена на объект, но начать выполнение работ по контракту не представляется возможным, так как на данном объекте ведутся инженерные работы, с уведомлением о том, что как только закончится выполнение инженерных работ, ООО "Сатурн" незамедлительно приступит к исполнению контракта.
12.05.2023 заказчик уведомил подрядчика о завершении работ по ремонту теплотрассы на объекте 11.05.2023.
Как следует из пояснений представителя заказчика в рамках рассмотрения обращения, на объекте велись аварийные работы по ремонту теплотрассы, которые завершены 11.05.2023, о чем подрядчик уведомлен в письменной форме.
Согласно письменным пояснениям ООО "САТУРН" (вх. N 5095/23 от 01.08.2023), а также пояснениям представителя общества в рамках рассмотрения обращения, на объекте велись инженерные работы, о чем заказчик не уведомил подрядчика, которые завершены 11.05.2023. ООО "Сатурн" в течении 25 календарных дней (период с 17 апреля 2023 года по 11 мая 2023 года) не могло приступить к выполнению работ на объекте по вине заказчика.
Однако, в материалы дела не представлено доказательств того, что аварийные инженерные работы велись с начала срока выполнения работ, а именно в период с 17 апреля 2023 года по 11 мая 2023 года, кроме того, сам факт производства инженерных работ установлен подрядчиком 10.05.2023, что подтверждается письмом подрядчика от 10.05.2023 (исх. N б/н).
Более того, письмо от 17.04.2023 (исх. Nб/н) подтверждает готовность подрядчика приступить к выполнению работ по контракту с 10.05.2023.
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о периоде проведения аварийных работ на объекте.
Вместе с тем, Инспекция Брянского УФАС России учитывает, что аварийные работы на объекте завершены 11.05.2023, о чем заказчик уведомил подрядчика письмом исх. N 2462 от 12.05.2023.
Однако, установлено, что после завершении работ по ремонту теплотрассы на объекте подрядчик ООО "САТУРН" не приступил к выполнению работ на объекте, в связи с чем, заказчиком 17.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, в основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено невыполнение обязательств подрядчиком в полном объеме в установленный контрактом срок. В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта отражено, что подрядчиком на место проведения работ осуществлена лишь доставка щебня, к выполнению работ, предусмотренных контрактном, подрядчик не приступил.
В обоснование причин неисполнения обязательств по контракту в полном объеме в установленный срок, представитель ООО "Сатурн" указал, что детально изучив проектно-сметную документацию по рассматриваемому объекту, подрядчик пришел к выводу, что работы, заложенные в смете на 25% ниже реальной стоимости, и производство выполнения работ по контракту подрядчиком ООО "Сатурн" передано ООО "Гарант-Строй" по заключенному сторонами договору субподряда. ООО "Гарант-Строй" осуществил на объект доставку щебня, направил технику, однако, на объекте велись инженерные работы. В связи с этим, между ООО "Сатурн" и ООО "Гарант-Строй" возник спор относительно дополнительных расходов по повторной доставке и аренде техники, который так и не решен сторонами до настоящего времени.
Вместе с тем, Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что ООО "Сатурн" добровольно принимало участие в закупке, выразило согласие на выполнение работ для нужд заказчика, на условиях, предусмотренных извещением о закупке. Участник закупки, подав заявку на участие в закупке, в полной мере осознавал в каком именно объеме и при каких именно условиях ему будет необходимо выполнять работы, являющиеся предметом контракта. Являясь добросовестным участником закупки, участник обязан соотнести свои возможности по надлежащему исполнению контракта.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре государственной и муниципальной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения контракта.
Установлено, что ООО "Сатурн" не предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит целью ограждения государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рассматриваемом случае недобросовестность Подрядчика выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к надлежащему исполнению условий контракта.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения заданных результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что подрядчик ООО "Сатурн" после завершения аварийных инженерных работ к исполнению обязательств по контракту не приступил, обязательства в полном объеме в установленный контрактом срок не исполнил, после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Сатурн" не предприняло мер к надлежащему исполнению условий контракта в предусмотренный законодательством о контрактной системе 10-дневный срок.
В рассматриваемом случае ООО "Сатурн" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявило необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, а причины невыполнения взятых на себя обязательств по контракту, не могут быть признаны обоснованными препятствиями для невыполнения работ в рамках контракта.
В силу части 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Однако, подрядчиком ООО "Сатурн" в течение 10 дней (для вступления в силу решения об одностороннем отказе исполнения контракта) не предпринято действий по устранению нарушений условий контракта.
Доказательств возникновения у ООО "Сатурн" каких-либо объективных обстоятельств, а также обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия муниципального контракта, в Брянское УФАС России не представлено.
На основании вышеизложенного, инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "Сатурн" нарушены существенные условия заключенного контракта в части невыполнения работ в полном объеме в установленный контрактом срок, подрядчик к выполнению обязательств по контракту не приступил, а также учитывая, что подрядчиком не совершено никаких действий: 1) по устранению допущенных нарушений в срок, установленный ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, 2) по признанию решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, следовательно, в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, сведения в отношении ООО "Сатурн" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "САТУРН" ("____"), сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: генеральный директор "__.", об участнике корпоративного юридического лица, способного оказывать влияние на деятельность этого юридического лица: "____." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении ООО "САТУРН" "____.", сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: генеральный директор "___..", об участнике корпоративного юридического лица, способного оказывать влияние на деятельность этого юридического лица: "____" в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "____.."
Члены инспекции "____."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 4 августа 2023 г. N РНП-32-785
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2023