Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-30 при участии представителя:
- заявителя в лице ООО "Организация производственных систем"
- в отсутствие представителей заказчика в лице Администрации городского округа Нижняя Салда, уведомленного надлежащим способом о месте и времени рассмотрения жалобы,
- в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице МКУ "Служба муниципального заказа городского округа Нижняя Салда", уведомленного надлежащим способом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Организация производственных систем" (вх. N 16541-ЭП/23 от 28.07.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Нижняя Салда, уполномоченным органом в лице МКУ "Служба муниципального заказа городского округа Нижняя Салда" при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на строительный контроль "Строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а" (извещение N 0362300381623000022), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Организация производственных систем" (вх. N 16541-ЭП/23 от 28.07.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Нижняя Салда, уполномоченным органом в лице МКУ "Служба муниципального заказа городского округа Нижняя Салда" при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на строительный контроль "Строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а" (извещение N 0362300381623000022) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указывает, что извещение о проведении процедуры аукциона в электронной форме N 0362300381623000022 составлено с нарушениями норм действующего законодательства в части установления требования к участнику закупки о наличии второго уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.07.2023 г. на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362300381623000022 на строительный контроль "Строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 018 030,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (ст. 49 ГК РФ).
На основании ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (Далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 1 ст. 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Технический заказчик, согласно п. 22 ст. 1 ГрК РФ, это юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.
Таким образом, из совокупности положений ГрК РФ следует, что строительный контроль может осуществлять лицо, обязанное являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства за исключением названных случаев.
Согласно правовой позиции Минстроя России, изложенной в письме от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 "Об осуществлении строительного контроля саморегулируемыми организациями, выполняющими функции технического заказчика" законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 Кодекса.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Принимая во внимание вышеизложенное, уровень ответственности членов саморегулируемой организации (далее - СРО) должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль, а также уровень ответственности участника закупки в соответствующих компенсационных фондах не может быть меньше, чем его предложение о цене государственного контракта. При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Согласно п. 2 раздела "техническое задание" извещения объектом строительного контроля является "Строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а". В соответствии с данными единой информационной системы цена контракта на строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а, составила 116 628 340,00 (реестровый номер контракта N 3662200236423000018).
При изложенных обстоятельствах участники закупки должны иметь второй уровень ответственности члена СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров (ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ).
Согласно структурированной форме извещения о проведении аукциона в электронной форме N 0362300381623000022, заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки, в том числе:
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, ч.4 ст.55.17 ГрК РФ- устанавливается требование о наличии участника закупки членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и требования в соответствии с ч.12 п.2 ст. 55.16 ГрК РФ.
Ввиду вышеизложенного, нарушений в действиях заказчика Комиссией не выявлено.
Доказательств обратного Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Организация производственных систем" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Нижняя Салда, уполномоченного органа в лице МКУ "Служба муниципального заказа городского округа Нижняя Салда" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Администрации городского округа Нижняя Салда, уполномоченному органу в лице МКУ "Служба муниципального заказа городского округа Нижняя Салда" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 августа 2023 г. N 066/06/106-2729/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2023