Резолютивная часть решения оглашена 03.08.2023
В полном объеме решение изготовлено 08.08.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ИП Павлова Ф.Б., при дистанционном участии:
- представителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - заказчик) Кузьминой Е.С., действующего на основании доверенности от 31.03.2023 N 72;
- представителей Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган) Зинохиной Е.С., Антроповой С.Н., Рассказовой Е.М., действующих на основании доверенностей от 22.12.2022, от 30.01.2023, от 27.06.2023;
- ИП Павлова Ф.Б. (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель), действующего на основании выписки из ЕГРИП,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.07.2023 поступила жалоба ИП Павлова Ф.Б. на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 23-101441Э на поставку техники и оборудования (изв. N 0169300000123001093) (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе 20.07.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 428 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 28.07.2023 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В соответствии с определением от 01.08.2023 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 03.08.2023.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона в отношении закупаемого измельчителя веток указан код позиции КТРУ 28.30.86.110-00000004.
По мнению заявителя, указанные действия заказчика являются неправомерными. В рамках рассматриваемой закупки закупаемому оборудованию соответствует код по ОКПД2 29.20.23.190 "прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки", поскольку заказчиком в описании объекта закупки предусмотрено требование о наличии прицепного оборудования на колесном ходу. Соответственно, указание заказчиком в извещении ненадлежащего кода привело к формированию ненадлежащего описания объекта закупки.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Код позиции КТРУ 28.30.86.110-00000004, указанный в извещении о проведении аукциона, в отношении измельчителя веток является надлежащим в рамках рассматриваемой закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки и т. д.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога и т. д.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Предметом рассматриваемой закупки является поставка измельчителя веток.
1.1. Согласно извещению о проведении аукциона заказчиком в отношении закупаемого измельчителя веток указан код позиции КТРУ 28.30.86.110-00000004.
По мнению заявителя, указанные действия заказчика являются неправомерными. В рамках рассматриваемой закупки измельчителю веток соответствует код по ОКПД2 29.20.23.190 "прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки", поскольку заказчиком в описании объекта закупки предусмотрено требование о наличии прицепного оборудования на колесном ходу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 N 733 утверждены Правила разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил перечень общероссийских классификаторов, федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, ответственных за их формирование, утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 12.07.2021 N 98н утвержден перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их формирование (далее - Перечень).
Согласно Перечню ответственным за формирование общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) является Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
С учетом изложенного, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации относится к компетенции Минэкономразвития России.
Комиссия считает необходимым отметить, что в силу действующего законодательства о контрактной системе именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Жалоба заявителя не содержит документов, официальных ответов Минэкономразвития России, свидетельствующих о неправомерном отнесении заказчиком объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что исходя из содержания пункта 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пояснениями заказчика в рамках рассматриваемой закупки выбран оптимальный код позиции КТРУ 28.30.86.110-00000004.
Комиссией антимонопольного органа проанализированы имеющиеся в каталоге товаров, работ, услуг позиции, относящиеся к прицепному и полуприцепному оборудованию (29.20.23.110-00000008, 29.20.23.110-00000013 и т. д.). Так, описание позиций прицепного и полуприцепного оборудования содержит, в том числе обязательные для применения характеристики вида прицепа/полуприцепа: ассенизаторский, балковоз, бортовой, для перевозки водной техники, для перевозки газа, для перевозки мотоцикла, для перевозки птиц, для перевозки скота, для перевозки снегохода, для перевозки транспортных средств, зерновоз, изотермический, кабельная тележка, коневоз, контейнеровоз, лесовоз, низкорамный, ограждение мобильное фронтальное прицепное, палатка, пескоразбрасыватель, подкатная тележка, рекламный, рефрижератор, роспуск, что не соответствует потребности заказчика в рамках закупки измельчителя веток.
Более того, на заседании Комиссии заявителем не оспаривался факт несоответствия данных характеристик вида прицепа/полуприцепа предмету рассматриваемой закупки (измельчитель веток).
С учетом изложенного, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о наиболее соответствующем предмету закупки коде позиции каталога товаров, работ, услуг.
1.2. Относительно довода заявителя о том, что извещение о проведении аукциона не содержит надлежащего описания объекта закупки, Комиссия отмечает следующее.
Описание объекта закупки, содержащееся в приложении N 1 к извещению, сформировано с учетом определенной позиции каталога товаров, работ, услуг (28.30.86.110-00000004). Также в описании объекта закупки указана дополнительная информация о характеристиках закупаемого товара с обоснованием необходимости использования такой информации (приложение N 4 к извещению), что, в свою очередь, не противоречит части 6 статьи 23, пункту 5 части 1, пункту 1 части 2 статьи 42, пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, подпункту "а" пункта 5, пункту 6 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В данном случае, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения действующего законодательства о контрактной системе.
С учетом указанных обстоятельств, доводы заявителя жалобы являются необоснованными ввиду недоказанности.
2. При этом, в рамках внеплановой проверки Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В пункте 5.2 проекта контракта заказчиком установлено условие о том, что поставщик гарантирует безопасность товара в соответствии с требованиями, установленными к данному виду товара правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, в том числе техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Исходя из содержания пункта 23 подраздела 1 раздела V технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", документом, подтверждающим соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента, является одобрение типа транспортного средства, выдаваемое органами по сертификации.
Более того, исходя из содержания пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", документом, идентифицирующим транспортное средство, является в том числе паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства), выдаваемый заводом-изготовителем.
Следует отметить, что исходя из коммерческих предложений хозяйствующих субъектов, на необходимый заказчику прицепной измельчитель требуется одобрение типа транспортного средства, паспорт транспортного средства.
Вместе с тем, в проекте контракта, а также иных положениях извещения об осуществлении закупки не отражена информация о документах, которые необходимо представить участнику закупки в качестве подтверждения соответствия товара требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о наличии в действиях заказчика признаков нарушения действующего законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ИП Павлова Ф.Б. на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 23-101441Э на поставку техники и оборудования (изв. N 0169300000123001093) необоснованными ввиду недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 августа 2023 г. N 074/06/106-1805/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023