Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____.>
<_____.>
<_____.>
Рассмотрев направленное Заказчиком - Государственное учреждение "Производственно-техническое объединение управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 121-ЭА от 10.04.2023 на выполнение работ по текущему ремонту, цена контракта 687 334,96 рублей, (извещение N 0190200000323002891), с ИП Никитин А.Н. (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 3 от 21.07.2023) (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 10 апреля 2023 года на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0190200000323002891- ИЭА1 от 29 марта 2023 года на право заключения государственного контракта между государственным учреждением "Производственно-техническое объединение управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Никитин Александр Николаевич, ОГРНИП 313890107800100 (далее - Подрядчик), был заключен государственный контракт N 121-ЭА на выполнение работ по текущему ремонту (далее - контракт).
На основании пункта 1.1. контракта, Подрядчик принял на себя обязательства в соответствии с условиями настоящего контракта выполнить работы по текущему ремонту объекта, находящегося по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, пр. Молодежи, д. 9. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1.3. контракта в своей деятельности Подрядчик при выполнении работ, указанных п. 1.1. руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а также положениями настоящего контракта.
В тоже время, подпунктом 3.1.2. контракта установлен срок доставки до объекта оборудования и материалов в объеме, необходимом для выполнения предусмотренных контрактом работ - в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента заключения контракта, независимо от работы паромно-ледовой переправы через реку Обь.
Во взаимосвязи с данным условием, в соответствии с подпунктом 4.4.6. контракта, Подрядчик обязан до начала проведения работ:
- предоставить Заказчику информацию об используемых материалах и их характеристиках, сертификаты соответствия, паспорта на указанные материалы;
- письменно согласовать с Заказчиком образцы и характеристики, планируемых к применению Подрядчиком материалов;
- предоставить возможность проверки Заказчиком количества и объема поступивших в г. Салехард материалов и оборудования для выполнения работ по контракту, а также проверку Заказчиком их характеристик на соответствие техническому заданию к контракту в сроки, указанные в п. 4.2.8. контракта.
Срок доставки до объекта оборудования и материалов закончился 25 апреля 2023 года и, до настоящего времени, не исполнен, несмотря на письменное уведомление Заказчика от 14.03.2023 N89-1250/01-08/1689, что является ненадлежащим исполнением Подрядчиком обязательств по контракту.
В соответствии с требованиями статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а также могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки), и подрядчик несет ответственность за их нарушение.
Пунктом 3.1. контракта установлен общий срок выполнения работ, включающий в себя обязательные для соблюдения Подрядчиком сроки, одним из которых является начало выполнения работ - в течение 3 (трех) календарных дней с даты, указанной в уведомлении от Заказчика о предоставлении объекта для выполнения работ (пп. 3.1.3).
Кроме этого, пунктом 4.4.4. контракта установлена обязанность Подрядчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения уведомления о предоставлении для выполнения работ объекта предоставить Заказчику график проведения работ.
Заказчик направил в адрес Подрядчика письменное уведомление от 07.06.2023 N 89-1250/01-08/4302 о готовности предоставить объект, а также о необходимости направления Заказчику графика проведения работ, но в нарушение указанных в уведомлении сроков выполнения обязательств, работы на объекте не ведутся, а также Подрядчик не предоставил график проведения работ, таким образом Подрядчиком нарушен промежуточный срок выполнения работ и иные обязательства по контракту, что является ненадлежащим исполнением.
Вместе с этим, Подрядчик в своем письме от 08.06.2023 N21 указывает на невозможность исполнения обязательств по контракту, в связи с отсутствием возможности продления общего срока выполнения работ, вследствие этого предлагает расторгнуть контракт по соглашению сторон, без предъявления штрафных санкций.
Данное предложение было рассмотрено Заказчиком и признано несостоятельным, в силу следующих обстоятельств.
Согласно п. 3.5. контракта, при невозможности окончания Подрядчиком выполнения работ в общий срок выполнения работ, в связи с несвоевременным предоставлением Заказчиком объекта, при отсутствии нарушений Подрядчиком сроков, указанных в п. 3.1. контракта, общий срок подлежит продлению на количество дней просрочки, вызванных несвоевременным предоставлением Подрядчику объекта для работ. При этом, продление общего срока возможно только в пределах срока действия контракта, т.е. по 25 декабря 2023 года.
Ранее, в письме от 17.05.2023 N17 Подрядчик также утверждал о готовности приступить к выполнению работ или предлагал расторгнуть контракт, при этом, после проверки Заказчиком количества и объема поступивших в г. Салехард материалов и оборудования для выполнения работ по контракту, было установлено отсутствие отдельных материалов, о чем было указано в направленном Подрядчику письме от 22.05.2023 N 89-1250/01-08/3814.
В свою очередь, Заказчик заинтересован в исполнении Подрядчиком контрактных обязательств в полном объеме, в связи с этим отказался от расторжения контракта по соглашению сторон, в связи с этим, Заказчик потребовал от Подрядчика исполнить принятые обязательства по контракту в установленные пп. 3.1.14. сроки: в течение 25 (двадцати пяти) календарных дней с даты, указанной в уведомлении от Заказчика о предоставлении объекта.
В связи с неисполнением обязательств по контракту, в адрес Подрядчика Заказчиком направлено претензионное требование от 10 мая 2023 года N 89-1250/01-12/376, от 19 июня 2023 года N 89-1250/01-12/496.
Пунктом 3.6. контракта установлено, что соблюдение Подрядчиком сроков, указанных в п. З.1., 3.1.1.-3.1.4. контракта, является существенным условием контракта, наряду с иными установленными законодательством и контрактом существенными условиями. Несоблюдение указанных в п. З.1., 3.1.1.-3.1.4. контракта сроков, а также одного из них, является самостоятельным основанием для принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контакта.
На основании изложенного, в соответствии с частью 11 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 121-ЭА на выполнение работ по текущему ремонту.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 02.08.2023 NАД/2192/23, представил письменные объяснения по делу N 089/10/104-570/2023 (далее - объяснения).
Из объяснений следует, что после подписание контракта между Подрядчиком и Заказчиком началось согласование о применении материалов для выполнения работ по текущему ремонту на объекте: ЯНАО, г. Салехард, пр. Молодежи 9.
05 мая 2023 года Подрядчиком было направлено письмо по электронной почте за N 12 о том, что ИП Никитин А.Н. готов приступить к выполнению работ на объекте и просит передать объект для работы.
ИП Никитин А.Н. 09 мая 2023 года повторно направил письмо за N 15 о готовности приступить к работе и просьбе передать объект, также направил список сотрудников для согласования допуска на объект, но от Заказчика не поступил ответ и объект не был передан для работы, что необходимо сделать по условиям контракта. Следовательно, ИП Никитин А.Н. 17.05.2023 г. направил письмо за N 17 о том, что не может приступить к работе, потому что объект не передан и сотрудники предпринимателя не могут приступить к работе, и в этом же письме просил расторгнуть контракт без предъявления каких-либо взаимных претензий.
07.06.2023 г. в адрес индивидуального предпринимателя пришло письмо от Заказчика о готовности предоставить объект для проведения работ по контракту и указал, что работы должны быть выполнены в установленные сроки (к сведению: срок по контракту 45 календарных дней с момента подписания контракта и без применения штрафных санкций Заказчиком продление сроков выполнения работ не предусмотрена). В ответ на это письмо ИП Никитин А.Н. направил письмо за N21 от 08.06.2023 г. о том, что исполнения данного требования считает невозможным ввиду того, что предусмотренные сроки выполнения работ истекли (т.е. 25 мая 2023 года истекли), а возможность продления сроков контракта не предусмотрена.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.11.3 Контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке, предусмотренном ч. 12.1 и 20.1 ст. 95 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
10.04.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт N 121-ЭА (далее - Контракт).
21.07.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.07.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Согласно информации о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 01.08.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией установлено совершение со стороны Подрядчика действий по урегулированию вопроса исполнения контракта. Указанный факт подтверждается перепиской сторон.
Комиссия установила, что Подрядчик дважды направлял письма с просьбой передать объект в работу, что подтверждается представленными материалами.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Подрядчик совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта не представлено.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Подрядчика.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта), представленные сторонами, не усматривает намеренного умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта в виде неустойки (штраф, пеня), что является инструментом воздействия на исполнителя при неоказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту
В соответствии с пп "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что Подрядчик при исполнении контракта действовал недобросовестно.
Кроме того, Комиссия учитывала тот факт, что ранее обращений о включении сведений в отношении ИП Никитин А.Н. в реестр недобросовестных поставщиков в Ямало-Ненецкого УФАС России не поступало.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Никитин А.Н. представленную Заказчиком - Государственное учреждение "Производственно-техническое объединение управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 121-ЭА от 10.04.2023 на выполнение работ по текущему ремонту, цена контракта 687 334,96 рублей, (извещение N 0190200000323002891), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 августа 2023 г. N 089/10/104-570/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023