Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>
Членов Комиссии:
<__>
<__>
При участии в формате ВКС:
Представителя Заказчик, по доверенности;
Представителя Подрядчика, по доверенности;
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Управление муниципального хозяйства" г. Новый Уренгой (ИНН: 8904036823) обращение по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N0190300010823000058 от 06.03.2023 по капитальному ремонту объекта: МАДОУ "ДС "Радуга" ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Мирный, д.1, корп. 1А, цена контракта 7 821 105,00 рублей, (извещение N 0190300010823000058), с ООО "Рузи" (ИНН 8905046983) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Между Муниципальным казенным учреждением муниципального хозяйства" (далее - Заказчик) и Обществом с ответственностью "Рузи" (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт (далее - МК) от 06.03.2023 N 0190300010823000058 на работ по капитальному ремонту объекта: МАДОУ "ДС "Радуга", ЯН Уренгой, мкр. Мирный, д.1, корп. 1А (далее-Объект).
Цена Контракта составляет 7 821 105,00 руб. (Семь миллион]о двадцать одна тысяча сто пять рублей 00 копеек) (без учета НДС 2 применением Подрядчиком упрощенной системы налогообложения).
Срок выполнения работ: с даты заключения по 14.08.2023 г.
Согласно п. 2.1 Контракта Подрядчик полностью понимает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ, в том числе: расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки. силы, материалов, изделий, конструкций и оборудования, строительной техники, внутриобьекным режимом, мерами безопасности, правилами безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности окружающей среды и антитеррора, требованиями миграционного таможенного оформления, а также другими обстоятельствами, кот либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ
В указанный срок Подрядчик не приступил к выполнению работ п муниципальному контракту, что неоднократно зафиксировано комиссией Актам осмотра объекта.
Заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывал на качественное исполнение в установленные сроки. Однако, действия Подрядчика по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательства по контракту привело к достижению Заказчика целей осуществления закупки и использования бюджетных средств.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться: надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается, за случаев, предусмотренных законом. В связи с ненадлежащим исполнением
Подрядчиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное пунктом 12.3 Контракта, п. 3 ст. 715 ГК РФ, п. 2 с частью 9 ст. 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных ну от 05.04.2013 N 44-ФЗ, принимает решение о расторжении 06.03.2023 N 0190300010823000058 в одностороннем порядке.
Настоящее решение вступает в законную силу, и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе исполнения Контракта.
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения |в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен постав (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказ исполнения контракта считается надлежащим уведомлением (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта подлежит отмене, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего Поставщика о принятом решении будет устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятие указанного решения.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 02.08.2023 NАД/2188/23 представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-566/2023 (далее-пояснение).
Из пояснений следует, что между Подрядчиком и Заказчиком был заключен муниципальный контракт N0190300010823000058 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: МАДОУ "ДС "Радуга" ЯНАО, г. Новый Уренгой.
Срок исполнения работ по контракту с 06.03.2023 по 14.08.2023.
По информации Подрядчика, 18.07.2023 Заказчиком в ЕИС размещен односторонний отказ от исполнения контракта.
Общество с ограниченной ответственностью "Рузи" считает, что включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является чрезмерной и необоснованной мерой, не отвечающей требованиям законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Заказчик направлял Подрядчику письмо, в котором указывал, что к работам по контракту можно приступить с 23.06.2023, так как на территории Заказчика располагается детский лагерь, во исполнение условий контракта подрядчик информировал Заказчика о невозможности выполнить условия контракта, так как длительное время шли дожди, что мешало выполнить его условия.
Подрядчик утверждает, что включение участника закупки в РНП фактически приостановит деятельность хозяйствующего субъекта, удовлетворяющего в том числе и потребности государственных органов и учреждений.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.12.2. Контракта контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
06.03.2023 - между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 0190300010823000058.
18.07.2023 - принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2023 - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 18.07.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика о расторжении контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчиком нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 31.07.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 31.07.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Подрядчиком, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 06.03.2023.
Комиссия установила, что Подрядчик неоднократно нарушал условия Контракта, не исполнял взятые обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту объекта.
Подрядчиком на заседание Комиссии не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Заказчик уведомил Подрядчика о нарушении условий муниципального контракта в части п. 2.1.2, п. 2.1.10, п. 2.1.6, п. 3.3 и необходимости предоставления в срок до 15.06.2023 материалов и документов, а также согласно пункту 3.3 муниципального Контракта поставить на объект все необходимые для выполнения работ материалы, изделия, конструкции, строительную технику.
Подрядчик полностью понимал и осознавал характер и объемы работ, полностью был согласен с условиями Контракта, в том числе: расположением объекта, климатическими условиями, средства доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, конструкций и оборудования, строительной техники, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ.
В адрес Подрядчика Заказчик неоднократно направлял претензии, что подтверждается материалами дела.
Требования Заказчика Подрядчиком не исполнены, что также подтверждается представленными материалами дела.
По факту на 15.06.2023 вышеуказанные документы не предоставлены. По результатам комиссионных осмотров объекта от 15.06.2023, 22.06.2023, 28.06.2023, были составлены акты осмотра объекта, а также направлены уведомления в адрес Подрядчика с требованием приступить к работам. На данные уведомления в адрес МКУ "УМХ" от Заказчика ответа по причинам невыхода на объект, а также подтверждения намерения выполнить условия контракта не поступило. Выявлено, что материально-технические ресурсы на объект не поставлены, ремонтные работы не начаты.
Проведя проверку содержащихся в обращении Заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Подрядчика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Подрядчик обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Подрядчик рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действий, направленных на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчика обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчики, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Рузи" (ИНН 8905046983), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Исмаилове Фазиле Солтангамидовиче Оглы (ИНН: 890503886507) по обращению МКУ "Управление муниципального хозяйства" г. Новый Уренгой (ИНН: 8904036823) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010823000058 от 06.03.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: МАДОУ "ДС "Радуга" ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Мирный, д.1, корп. 1А, цена контракта - 7 821 105,00 рублей, (извещение N 0190300010823000058), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Рузи" (ИНН 8905046983), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Исмаилове Фазиле Солтангамидовиче Оглы (ИНН: 890503886507), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 августа 2023 г. N 089/10/104-566/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023