Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____.>
<_____.>
<_____.>
Рассмотрев направленное Заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Управление организации строительства" г. Губкинский (ИНН: 8913007850), обращение о включении информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 159-К от 15.02.2023 на текущий ремонт "Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Брусничка", цена контракта 4 441 850,00 рублей, (извещение N 0190300001923000012), с ИП Джумыга А.А. (ИНН 616605203592) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 19.07.2023 следует, что 15.02.2023 между Исполнителем и Заказчиком был заключен контракт N 159-К.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта, Исполнитель принял на себя обязательства в соответствии с условиями настоящего контракта выполнить работы по текущему ремонту муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Брусничка".
Приложением N 1 к Контракту (Техническое задание) установлен обязательный для соблюдения Подрядчиком срок выполнения работ- с 31 мая 2023 года по 20 июля 2023 года.
Работы по текущему ремонту "Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Брусничка", ИП Джумыга А.А. не выполнены, что является ненадлежащим исполнением обязательств по контракту Исполнителем.
По состоянию на 15.06.2023 г. Заказчику стал известен тот факт, что работы Исполнителем в указанный в Контракте срок выполнены не будут, так как Подрядчик не вышел на объект. В связи с указанным событием было принято решение об одностороннем отказе N 89-172-25/104/2975.
19.06.2023 г. в адрес Заказчика поступило возражение от Исполнителя на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и требование о его отмене. Заказчик с данным требованием согласился и 26.06.2023 г. отменил решение об одностороннем отказе, в связи с устранением Исполнителем нарушений условий Контракта.
19.07.2023 Заказчиком принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств в связи с отсутствием результатов выполненных работ.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 159-К от 15.02.2023 на текущий ремонт "Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Брусничка".
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 08.08.2023 NАД/2193/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-571/2023 (далее - пояснение).
Из пояснения следует, что, между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт на текущий ремонт "Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Брусничка".
Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта от 19.07.2023 (далее - Решение), согласно основанию: исполнение работ по контракту в необходимые сроки стало невозможным.
03.06.2023 по согласованию с Заказчиком Исполнитель приступил к выполнению работ на объекте.
07.06.2023 Заказчику была направлена смета на дополнительные работы по расчистке, которые не включены в стоимость работ.
22.06.2023 и 29.06.2023 Заказчику на подписание были отправлены акты приема-сдачи выполненных работ на дополнительный объем работ.
28.06.2023 Исполнитель уведомил Заказчика о расхождении фактического объема работ от указанного в контракте и сообщил о необходимости дать конкретные письменные указания о дальнейших действиях Исполнителя.
Исполнитель считает, что нарушение срока выполнения работ произошло по вине Заказчика, который не оказывал должного содействия, игнорировал запросы и письма.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.11.2 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
15.02.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 159-К (далее - Контракт).
15.06.2023 г.- решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 89-172-25/1-04/2975 размещено в ЕИС.
26.06.2023 г. - решение об отмене решения об одностороннем отказе N 89-172-25/1-04/2975 от 26.06.2023
19.07.2023 г. - решение об одностороннем отказе N 89-172-25/104/3679 от 19.07.2023 размещено в Единой информационной системе.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией установлено, что контракт заключен 15.02.2023 на выполнение работ по текущему ремонту. Сроки выполнения работ по Контракту: с 31.05.2023 по 20.07.2023.
Исполнитель представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком. Исполнитель представил материалы, подтверждающие факт направления уведомлений Заказчику.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные Исполнителем документы, подтверждающие взаимодействие с Заказчиком и добросовестное поведение.
Комиссия Ямало-Ненецкое УФАС России считает, что вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Исполнителя при исполнении контракта.
Кроме того, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России учитывает тот факт, что ранее обращений о включении ИП Джумыга А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Ямало-Ненецкое УФАС России не поступало.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Исполнителе Джумыга А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об Индивидуальном предпринимателе Джумыга Артеме Александровиче, представленную Заказчиком Муниципальное казенное учреждение "Управление организации строительства" г. Губкинский по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 159-К от 15.02.2023 на текущий ремонт "Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Брусничка", цена контракта 4 441 850,00 рублей, (извещение N 0190300001923000012), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 августа 2023 г. N 089/10/104-571/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023