Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение Администрации Заводоуковского городского округа о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ООО "Альянс" (ИНН 4217203388) и осуществив проверку факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта оказания услуг по уборке здания Лыбаевской сельской администрации и прилегающей к ней территории,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение Администрации Заводоуковского городского округа о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Альянс" (ИНН 4217203388) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта оказания услуг по уборке здания Лыбаевской сельской администрации и прилегающей к ней территории (реестровый номер закупки: 0167300030622000025).
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила).
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.
Общество явку представителя не обеспечило, письменные пояснения относительно обстоятельств, связанных с неисполнением со стороны общества своих обязательств по контракту в антимонопольный орган не представило.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.
29.11.2023 - между Администрацией Заводоуковского городского округа и ООО "Альянс" по итогам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167300030622000025) заключён контракт N 0167300030622000025_185290 по уборке здания Лыбаевской сельской администрации и прилегающей к ней территории (реестровый номер Контракта: 3721500390322000039) и размещён в ЕИС.
В соответствии с п. 1.1 Контракта, исполнитель обязуется оказать услуги по уборке здания Лыбаевской сельской администрации и прилегающей к ней территории (далее "услуги") в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Приложением к Контракту от "29" ноября 2022 года N 0167300030622000025_185290 (Описанием объекта закупки) установлено, что Общество должно осуществлять в частности:
- ежедневно в рабочие дни, не реже 1 раза в день: влажную уборку ручным способом ежедневно в рабочие дни, не реже 1 раза в день;
- с 01 июня по 31 июля периодичностью 1 раз в 2 недели, с 01 августа по 31 августа по мере необходимости (по заявке заказчика): покос и уборку скошенной травы, вынос до места централизованного складирования мусора.
Согласно п. 2.1 Контракта, срок оказания услуг: с 09 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
Пунктом 8.1 Контракта предусмотрено, что Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами действует по 31 января 2024 года, а в части финансовых взаиморасчетов до полного их исполнения. С момента размещения в единой информационной системе и подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным.
Согласно п. 4.1 Контракта, Исполнитель обязан оказать услуги с надлежащим качеством, в полном объеме и в период, указанный в п.2.1. настоящего Контракта.
Пунктом 8.3 Контракта определено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Так, с 01 июня по 15 июля, Обществу надлежало осуществить покос и уборку скошенной травы, вынос до места централизованного складирования мусора.
16.06.2023 - Заказчиком в адрес Общества была направлена Претензия N 77 в связи с неисполнением Обществом покоса и соответственно уборки скошенной травы, с указанием на право Заказчика в соответствии с п. 8.3 Контракта в случае не исполнения Обществом своим обязательств расторгнуть контракт односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта.
23.06.2023 - Заказчиком составлен Акт о нарушении обязательств по контракту, в связи с неисполнением с 21.06.2023 Обществом обязательств по уборке, а также покосу и соответственно уборке скошенной травы, с указанием срока устранения нарушения обязательств по Контракту до 28.06.2023.
30.06.2023 - Заказчиком в адрес Общества была направлена Претензия N 0084 в связи с неисполнением с 21.06.2023 Обществом обязательств по уборке, а также покосу и соответственно уборке скошенной травы, с предупреждением Заказчика в соответствии с п. 8.3 Контракта расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае не устранения нарушения обязательств в срок 07.07.2023.
11.07.2023 - Заказчиком составлен Акт о нарушении обязательств по контракту в связи с неисполнением с 21.06.2023 Обществом обязательств по уборке, а также покосу и соответственно уборке скошенной травы, с указанием срока устранения нарушения обязательств по Контракту до 17.07.2023.
19.07.2023 - Заказчиком в адрес Общества была направлена Претензия N 813 в связи с неисполнением с 21.06.2023 Обществом обязательств по уборке, а также покосу и соответственно уборке скошенной травы, с начислением пени 26,79 руб. и указанием на начало осуществления Заказчиком в соответствии с п. 8.3 Контракта процедуры одностороннего расторжения Контракта.
21.07.2023 - в связи с неисполнением Обществом условий Контракта Заказчиком принято решение N 822 от 21.07.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено Заказчиком в адрес Общества с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта) в соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе было направлено Заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок: 21.07.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.08.2023 - решение о расторжении Контракта вступило в законную силу.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Отказ Общества от оказания услуг по уборке, покосу травы на территории Заказчика в установленные Контрактом сроки предполагается существенным нарушением условий договора.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что с 21.06.2023 Обществом прекращено исполнение обязательств по осуществлению уборки, обязательство по покосу и соответственно уборке скошенной травы не осуществлялось, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны ООО "Альянс".
Объективные причины невозможности исполнения обязательств в установленный контрактом срок в материалы дела от Общества не поступили.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении общества в рамках исполнения контракта на оказание клининговых услуг. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания услуг, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях общества установлена недобросовестность при исполнении контракта.
Таким образом, поскольку Обществом в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о действиях направленных на надлежащее исполнение условий Контракта, также не установлено, что Заказчик создавал препятствия Обществу надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, Заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО "Альянс" (ИНН 4217203388).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком Администрацией Заводоуковского городского в отношении ООО "Альянс" (ИНН 4217203388, Юридический адрес: ул. Орджоникидзе., д. 18, оф. 422, р-н центральный, г. Новокузнецк, Новокузнецкий г.о., Кемеровская обл. - Кузбасс, 54005), Директора и единственного учредителя Общества Айвазяна Сергея Акоповича (ИНН 224100413744) по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта оказания услуг по уборке здания Лыбаевской сельской администрации и прилегающей к ней территории (реестровый номер закупки: 0167300030622000025), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 августа 2023 г. N РНП-72-120/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2023