Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфаполимед" на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N2" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования (реестровый номер закупки: 0167200003423004909),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Альфаполимед" на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N2" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель в жалобе указывает на нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении излишних требований к участникам закупки. Также заявитель жалуется на объединение в один лот выполнение работ по ремонту Маммографа и другого медицинского оборудования. Данные виды услуг не взаимосвязаны и могут быть оказаны независимо друг от друга разными организациями, имеющими соответствующие разрешительные документы (различные лицензии) на право проведения данных видов работ. Кроме того, заявитель указал в жалобе, что в закупке объединены в один лот ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования.
Извещение N 0167200003423004909 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 26.07.2023.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 3 200 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 03.08.2023 10:00 (МСК+2).
Извещением о закупке установлены требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе: В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 (устаревшая информация, документ утратил силу) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" В части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники наличие копии действующей лицензии или выписки из реестра лицензий: 2. В части технического обслуживания медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2а потенциального риска применения: а) техническое обслуживание следующих групп медицинской техники класса 2а потенциального риска применения: гастроэнтерологические медицинские изделия; вспомогательные и общебольничные медицинские изделия; б) техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: анестезиологические и респираторные медицинские изделия радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии); 2. Наличие копии действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), выданной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)") в части: - Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих) или выписки из реестра лицензий..
Уполномоченным учреждением Заказчиком в адрес Тюменского УФАС России представлены мотивированные возражения, согласно которым считают жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежат следующие виды деятельности: техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
В силу п. 3 Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2129 (далее - Постановление N 2129), лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя.
Согласно п. 4.9.1 Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н активные медицинские изделия, которые предназначены для передачи энергии или энергообмена, относятся к классу 2а. Однако если передача энергии человеческому организму или обмен энергией с ним представляет потенциальную опасность по причине характерных особенностей медицинских изделий с учетом воздействия на части тела, к которым прикладывают энергию (в том числе активных медицинских изделий, предназначенных для создания ионизирующего излучения, лучевой терапии), то они относятся к классу 2б.
Пунктом 2 Перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденного Постановлением N 2129, предусмотрено техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии).
П. 1.1 извещения установлено требование о предоставлении участником закупки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ: В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 (устаревшая информация, документ утратил силу) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" В части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники наличие копии действующей лицензии или выписки из реестра лицензий:
2. В части технического обслуживания медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2а потенциального риска применения:
а) техническое обслуживание следующих групп медицинской техники класса 2а потенциального риска применения:
гастроэнтерологические медицинские изделия;
вспомогательные и общебольничные медицинские изделия;
б) техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения:
анестезиологические и респираторные медицинские изделия
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии);
2. Наличие копии действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), выданной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)") в части: - Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих) или выписки из реестра лицензий.
В Таблице N1 "Оборудование, подлежащее ремонту" к Техническому заданию установлен перечень оборудования, которое подлежит ремонту: радиологические медицинские изделия (Системы радиологические диагностические и сопутствующие изделия), анестезиологические и респираторные медицинские изделия (Системы вентиляции легких и сопутствующие изделия), эндоскопические медицинские изделия (эндоскопы), вспомогательные и общебольничные медицинские изделия.
Таким образом, требование к участникам закупки в части представления необходимых лицензий обусловлено предметом закупки - ремонт электронного и оптического оборудования.
Кроме того, указанный вывод также подтверждается п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в котором указывается: если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
В силу п. 2 Постановления N 2129 юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, с указанием работ, услуг, выполняемых в части технического обслуживания медицинской техники, в период с 1 марта 2022 г. до 1 января 2024 г. обязаны подать в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе лицензируемого вида деятельности в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Учитывая изложенное, установленное в извещении о закупке требование к участникам закупки о предоставлении в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе - "копия действующей лицензии_." не противоречит требованиям действующего законодательства и не ограничивает количество участников закупки, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 N 128-ФЗ у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей есть возможность переоформить лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию до 01 января 2024 года на лицензии на деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий.
Таким образом, довод о том, что установление в извещении требований о наличии лицензий ограничивает право Заявителя на участие в данной закупке не соответствует действительности.
Относительно довода заявителя об объединении в один лот работ по ремонту маммографа и другого медицинского оборудования, Комиссия Тюменского УФАС России сообщает следующее.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики при описании объекта закупки руководствуются правилами описания объекта закупки, а также вправе в соответствии со своими потребностями определять объем выполняемых работ (оказываемых услуг).
Допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот закупки, если это не приводит к ограничению числа участников закупки, и если при этом эти товары, работы и услуги технологически и функционально взаимосвязаны между собой, что следует из п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
Проведение настоящей закупки направлено на оказание услуг медицинскому учреждению по обеспечению бесперебойного функционирования имеющейся у заказчика техники, непосредственно влияющей на качество оказываемых пациентам услуг и позволяющей надлежащим образом производить лечение и обследование пациентов.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что согласно возражениям заказчика и уполномоченного учреждения объединение в один лот закупки работ по ремонту маммографа и другого медицинского оборудования обусловлено объективными потребностями заказчика, перечисленные в описании объекта закупки аппараты и оборудование относятся к медицинской технике, разделение на лоты является нецелесообразным, комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в данных действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Данный довод не обоснован заявителем.
Относительно довода жалобы о том, что заказчиком объединены в один лот ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования, Комиссией Тюменского УФАС России также признается необоснованным, поскольку объектом закупки является только оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования.
Также комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым отметить, что на участие в закупке было подано три заявки, которые были признаны соответствующими условиям извещения, снижение составило 53% от начальной (максимальной) цены договора, что также указывает на отсутствие ограничения заказчиком конкуренции при проведении закупки.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфаполимед" на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N2" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования (реестровый номер закупки: 0167200003423004909), необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 августа 2023 г. N 072/06/44/133/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023