Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)", заказчик): ... (представитель по доверенности);
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Талакан-строй" (далее также - ООО "Талакан-строй", заинтересованное лицо, исполнитель): ... (директор), ..., ..., ..., ... (предстатели по доверенности), ... (предстатель по устному ходатайству);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи обращение, представленное заказчиком Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки, общество с ограниченной ответственностью "Талакан-строй" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге Ленск - 1242-й км а/д "Вилюй" (а/д "Мухтуя") на участке км 76+000- км 89+000 в Ленском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000622013815), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "Талакан-строй" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге Ленск - 1242-й км а/д "Вилюй" (а/д "Мухтуя") на участке км 76+000- км 89+000 в Ленском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000622013815).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось ненадлежащее исполнение обязательств предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 24.08.2022 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000622013815 на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге Ленск - 1242-й км а/д "Вилюй" (а/д "Мухтуя") на участке км 76+000- км 89+000 в Ленском районе Республики Саха (Якутия).
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 136 610 773,75 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.09.2022 г. N 0816500000622013815 заявка участника закупки ООО "Талакан-строй" признана победителем и соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе.
4) 13.09.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги NЭА-13815 (реестровый номер контракта N 2143523881122000120).
5) 17.07.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 28.07.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Талакан-строй" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаца 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
13.09.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена контракта" контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Подрядчик должен выполнить ремонтные работы на автомобильной дороге Ленск - 1242-й км а/д "Вилюй" (а/д "Мухтуя") на участке км 76+000- км 89+000 в Ленском районе Республики Саха (Якутия) (далее - Работы, Объект), а Заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные Работы.
1.2. Состав и объем Работ, иные данные о Работе определяются приложением N1 - "Описание объекта закупки", Приложением N 2 - "Ведомость объемов и стоимости работ" и иными приложениями к настоящему Контракту.
1.3. Место выполнения Работ: Республика Саха (Якутия), Ленский улус (район), автомобильная дорога Ленск - 1242-й км а/д "Вилюй" (а/д "Мухтуя") на участке км 76+000- км 89+000.
1.4. Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включающую в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 135 927 719 (Сто тридцать пять миллионов девятьсот двадцать семь тысяч семьсот девятнадцать) рублей 88 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
В случае досрочного исполнения Подрядчиком обязательств по выполнению работ, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ, заказчик вправе, при условии наличия необходимых средств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды, принять предъявленные Подрядчиком работы в установленном Контрактом порядке, и оплатить выполненные работы в соответствии со сметой контракта или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии). Цена контракта, его отдельных этапов исполнения и (или) отдельных видов работ при досрочном выполнении подрядчиком работ по контракту, их приемке и оплате заказчиком, изменению не подлежит.
1.6. Подрядчик приступает к выполнению Работ с "01" апреля 2023 г. и обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме в срок до "31" октября 2023 г.
1.6.1. Этапы выполнения Работ указываются в Календарном графике производства работ (Приложение N 3 к настоящему Контракту), сдача и приемка этапа Работ ведется в соответствии с общим порядком приемки."
Согласно разделу 4 "Права и обязанности Сторон" контракта установлено следующее:
"4.2. Для реализации настоящего Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства:
4.2.1. Подрядчик обязан выполнить работы по ремонту Объекта в объемах и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и приложений к нему (с учетом календарного графика производства работ), сдать Объект Заказчику с качеством, соответствующим условиям настоящего Контракта и приложений к нему.
Подрядчик обязан выполнять Работы в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений и требованиями, установленными в нормативно-технической документации (Приложение N 6 к настоящему Контракту).
4.2.2. Если Заказчиком был передан Подрядчику Проект на выполнение работ и Подрядчиком в ходе исполнения Контракта обнаружены ошибки в проектной документации, Подрядчик обязан в течение одного дня с даты обнаружения ошибок письменно уведомить Заказчика и проектную организацию о необходимости устранения таких ошибок. В письме Подрядчик обязан четко классифицировать проектную ошибку с использованием принятой в дорожной отрасли терминологии и указать численные отклонения фактических значений, условий и других показателей от принятых в проектной документации. Письмо, составленное с нарушением требований данного пункта, не рассматривается и возвращается Подрядчику с мотивированным отказом. Корректировка Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту) может быть осуществлена в соответствии с п. 4.1.7. настоящего Контракта.
4.2.3. Подрядчик обязан разработать Проект производства работ (далее - ППР) в соответствии с условиями настоящего Контракта и "Регламентом по разработке проектов производства работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, аварийно-восстановительные работы автомобильных дорог, искусственных сооружений, инфраструктурных сооружений и элементов обустройства на них". Указанный Регламент размещен на сайте Управтодор14.рф либо Подрядчик может обратиться к Заказчику о предоставлении Регламента.
4.2.3.1. Подрядчик обязан представить заказчику ППР в течение 10 дней с момента заключения настоящего Контракта на согласование Заказчику.
Заказчик обязан рассмотреть и согласовать (или дать мотивированный отказ в согласовании) ППР в срок не более 10 дней со дня поступления от Подрядчика.
При наличии замечаний Заказчика Подрядчик обязан внести изменения в ППР в течение 2 дней с момента вынесения Заказчиком замечаний."
Из пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось нарушение заинтересованным лицом условий контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 9 "Порядок расторжения Контракта" контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"9.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
9.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
17.07.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 17.07.2023 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 17.07.2023 г.
17.07.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 28.07.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
13.09.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт.
13.10.2022 г. заказчик обратился к заинтересованному лицу с требованием об уплате неустойки N 944/3230 в связи с нарушением условий государственного контракта в части не предоставления проекта производства работ в обусловленные контрактом сроки.
24.10.2022 г. заинтересованное лицо письмом с исх. N02-22 предоставило заказчику для согласования перечень материалов гофрированные металлические трубы необходимые для приобретения и ремонта дороги.
06.11.2022 г. заинтересованное лицо письмом N 08-22 предоставил заказчику информацию о заключении договора аренды карьера для строительного камня в целях исполнения государственного контракта.
08.11.2022 г. заинтересованное лицо письмом с исх. N02-22 предоставил заказчику проект производства работ.
01.12.2022 г. заинтересованное лицо обратилось к заказчику с письмом N 07-22 с просьбой о предоставлении авансирования по контракту в размере 30% от цены работ.
02.12.2022 г. заказчика составлено служебное письмо о выявленных нарушениях при составлении проекта производства работ.
11.01.2023 г. заинтересованное лицо письмом N 01-23 предоставило заказчику для согласования перечень материалов гофрированные металлические трубы необходимые для приобретения и ремонта дороги.
17.01.2023 г. заказчик письмом от исх. N 944/107 сообщил о необходимости придерживаться госта для приобретения труб.
19.01.2023 г. заинтересованное лицо обратилось к заказчику с письмом N 06-23 с просьбой о предоставлении авансирования по контракту в размере 50% от цены работ.
13.02.2023 г. заинтересованное лицо обратилось к заказчику с письмом N 12-23 о согласовании информационного щита.
16.02.2023 г. заинтересованное лицо обратилось к заказчику с письмом N 5 о направлении проекта производства работ с устранением выявленных нарушений.
28.02.2023 г. заинтересованное лицо предоставило заказчику письмо N 14-23 о строительной технике и договоров подряда заключенных с подрядными организациями.
01.03.2023 г. заинтересованное лицо обратилось к заказчику с письмом N 16-23 о согласовании оси трассы для учета в рабочей документации.
20.03.2023 г. заказчиком согласовано изменение срока выполнение работ по 1 этапу по срезке кустарников и мелоколесья, валки деревьев с апреля на май 2023 года, при условии начала осуществления перевозки и заготовки инертных материалов с апреля 2023 г.
17.04.2023 г. заинтересованное лицо предоставило заказчику информацию об оформлении карьеров, выполнение работ по срезке кустарников и мелколесья, перевозке и закупки материалов и подготовки накопителя на месте выполнения работ.
02.05.2023 г. заинтересованное лицо письмом N 35-23 повторно предоставило заказчику рабочую документацию для согласования.
03.05.2023 г. заинтересованное лицо письмом N б/н предоставило информацию заказчику о заключении договора с ООО Алмаз карьер на 3 км. трассы Ленск-Мирный (Мухтуя).
05.06.2023 г. заинтересованное лицо обратилось к заказчику о выявлении дополнительных видов работ.
13.06.2023 г. заинтересованное лицо письмом N 958 обратилось к заказчику о созыве технического совета.
13.06.2023 г. заказчиком выдано предписание N 1/6 о нарушении условий контракта.
19.06.2023 г. Комиссией с участием представителя заказчика был составлен Акт осмотра пучинистых участков.
19.06.2023 г. заказчиком выдано предписание N 2/6 о нарушении условий контракта.
20.06.2023 г. заинтересованное лицо письмом N 43-23 сообщило об устранении нарушений выявленных предписанием N1/6 от 13.06.2023 г.
21.06.2023 г. заинтересованное лицо письмом N 45-23 о необходимости внесения изменений в Ведомость объемов, стоимости и порядка выполнения работ с заключением дополнительного соглашения и о приостановлении возведения земляного полотна.
24.06.2023 г. заказчиком выдано предписание N 3/6 о нарушении условий контракта.
26.06.2023 г. заказчиком представлен ответ N 944/2177 о том, что причиной переувлажнения земляного полотна большого объема явилось невыполнение подрядной организацией работ по профилированию и отводу воды с проезжей части автомобильной дороги.
27.06.2023 г. заказчиком письмом N 644/2194 заинтересованному лицу представлено предписание N 3/6 от 24.06.2023 г. о предоставлении проекта производства работ с устранением выявленных нарушений.
30.06.2023 г. заинтересованным лицом в Единой информационной системе в сфере закупок сформированы документы о приемке работ.
04.07.2023 г. заказчиком мотивированно отказано в приемке выполненных работ.
21.07.2023 г. заинтересованное лицо обратилось к заказчику с письмом N 57-23 о направлении проекта производства работ с устранением выявленных нарушений.
27.07.2023 г. заказчик письмом N 944/2562 отказал в приемке работ выполненных подрядной организацией.
31.07.2023 г. заинтересованное лицо обратилось к заказчику с письмом N 944-23 о направлении проекта производства работ с устранением выявленных нарушений.
17.07.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.07.2023 г. заказчик обратился к заинтересованному лицу с требованием об уплате неустойки N 944/2208 о нарушении условий государственного контракта в части невыполнения предусмотренных в мае и июне 2023 года объёмов работ согласно календарного графика производства работ.
28.07.2023 г. контракт расторгнут.
Из пояснений заказчика следует, что в установленные Контрактом сроки исполнения отдельных этапов результаты выполненных работ заказчику не представлены, также подрядчиком не были выполнены работы по инженерно-геодезическим изысканиям и разработке рабочей документации, в соответствии с требованиями, установленными приложением N 1.1. к Контракту, не предоставлен проект производства работ, в соответствии с п. 4.2.3 Контракта.
Заказчиком в ходе осуществления контроля за своевременностью и качеством проводимых подрядчиком работ выданы предписания N 1/6 от 13.06.2023 г., N 2/6 от 19.06.2023 г., N 3/6 от 24.06.2023 г.
Акт выполненных работ на сумму 8 645 070,98 рублей не принят заказчиком в связи с отсутствием исполнительной документации, отчета об инженерно-геодезических изысканий, отчета о геодезической разбивочной основы, а также с непредставлением откорректированного Проекта производства работ.
Из пояснений заинтересованного лица следует, что намерений неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта у заинтересованного лица не имелось.
В соответствии с контрактом выполнение работ предусмотрено с апреля по октябрь 2023 года. Сроки выполнения работ по 1 этапу "Полоса отвода" установлена с апреля по май 2023 года. По согласованию с заказчиком изменены сроки выполнение работ по 1 этапу по срезке кустарников и мелоколесья, валки деревьев с апреля на май 2023 года, при условии начала осуществления перевозки и заготовки инертных материалов с апреля 2023 года.
Рабочая документация и ГРО неоднократно направлялась заказчику.
В ходе исполнения выявлены 24 участка с пучин образованием общей площадью 16363,9 м2, в связи, с чем заинтересованное лицо обратилось к заказчику о созыве технического совета, в целях обеспечения бесперебойного проезда и безопасного движения транзитного транспорта на ремонтном участке и производству работ, в условиях выявления множества участков с интенсивным пучинообразованием. 19.06.2023 года комиссией с участием представителя заказчика был составлен акт осмотра пучинистых участков.
21.06.2023 г. ООО "Талакан-Строй" обратилось к заказчику о внесении изменений в ведомость объемов, стоимости и порядка оплаты работ и о возможности заключения дополнительного соглашения к договору, также проинформировало о приостановке возведения земляного полотна во время работ по перераспределению объемов земляных масс и внесения изменений в рабочую документацию по высотным отметкам землеполотна, поскольку выполнение работ в указанных условиях может привести к снижению качества и эксплуатационной надежности объекта.
Из пояснений также следует, что в целях выполнения работ по контракту заинтересованным лицом были понесены затраты собственных и заемных средств на общую сумму 22 891 104,16 рублей. Обращения заинтересованного лица о предоставлении авансирования по контракту не были удовлетворены заказчиком.
Заинтересованным лицом в целях исполнения принятых по договору обязательств были привлечены подрядные организации, о чем, в ходе заседания Комиссии Якутского УФАС России, представлен реестр договоров с контрагентами.
Представителями заинтересованного лица представлены фотоматериалы для подтверждения наличия на объекте строительства техники и материалов необходимых для выполнения работ по контракту. Также представлены фотоматериалы о выявленных пучинообразованиях.
Следует отметить, что заказчиком наличие пучинообразований в большем объеме, чем предусмотрено контракте не отрицается.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что заинтересованным лицом проект производства работ был представлен с нарушением установленного контрактом 10 дневного срока, при этом, пояснений, чем данное обстоятельство нарушает права заказчика либо как влияет на ход исполнения контракта с учетом того, что выполнение работ начинается по истечении 6 месяцев со дня заключения контракта Комиссии Якутского УФАС России не представил.
Комиссия отмечает, что согласно условиям контракта заказчик обязан рассмотреть и согласовать (или дать мотивированный отказ в согласовании) проекта производства работ в срок не более 10 дней со дня поступления от Подрядчика, вместе с тем, заказчиком данное условие не было соблюдено.
Как следует из материалов дела заинтересованным лицом были приняты меры к исполнению контракта, что отражается в предоставленных документах.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки, общество с ограниченной ответственностью "Талакан-строй" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге Ленск - 1242-й км а/д "Вилюй" (а/д "Мухтуя") на участке км 76+000- км 89+000 в Ленском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000622013815) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 августа 2023 г. N 014/06/104-1204/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023