Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности от Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Агентство по строительству и развитию территорий" Бугровского сельского поселения: Антоневич А.Н.,
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. 8976-ИП/23 от 27.07.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту сетей и оборудования уличного освещения, находящихся на территории МО "Бугровское сельское поселение" на период 2023-2024 год.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 619 022,43 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными на основании следующего.
Комиссия установила, рассматриваемой закупкой предусмотрены следующие коды ОКПД2: 43.21.10.220 - "Работы по монтажу систем освещения и сигнализации автомобильных дорог, аэропортов и портов"; 23.61.12.162 - "Опоры ЛЭП, связи и элементы контактной сети электрифицированных дорог и осветительной сети". (согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
По мнению Заявителя, Заказчику следовало применять код позиции КТРУ "Опора наружного освещения железобетонная".
При этом из пояснений Заказчика в отношении первого довода следует, что позиция КТРУ, на которую ссылается заявитель, описывает железобетонные опоры освещения несиловые.
Об этом свидетельствует само содержание позиции КТРУ:
Опора наружного освещения железобетонная
Обязательна к применению с: 22.04.2023
ОКПД2: 23.61.12.162 Опоры ЛЭП, связи и элементы контактной сети электрифицированных дорог и осветительной сети
Описание: -
Укрупненная: Нет
Единица измерения: Штука
Указание дополнительных характеристик: Разрешено
Обязательные характеристики
Тип Неизменяемая Несиловая (Н);
Поставке же в соответствии с описанием объекта закупки подлежат опоры, предназначенные исключительно для провешивания проводов, а не для установки светильников: представляет собой стойку опоры, предназначенную для подвеса проводов.
В связи с тем, Заказчиком указанная позиция КТРУ не применялась, постольку товар позиции КТРУ на который ссылается заявитель, не соответствует предмету закупки.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части неправомерного не применения кода позиции КТРУ.
На основании представленных Заказчиком пояснений, анализа документов в составе извещения, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Также Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащих, по мнению Заявителя, положений инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Изучив положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция), Комиссия не усматривает нарушений Закона о контрактной системе, в виду следующего.
Комиссия, проанализировав положения инструкции, требования к значениям показателей (характеристик) товаров (Приложение N2 к Описанию объекта закупки), отмечает, что в Инструкции описано в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), а также в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Комиссия не усматривает в Инструкции положений, затрудняющих восприятие и влияющих на ограничение потенциальных участников закупки.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, так как, доказательств того, что спорные положения извещения вводят потенциальных участников закупки в заблуждение и нарушают права, а также что товары, являющиеся предметом закупки, не находятся в свободном обращении на товарном рынке, в составе жалобы Заявителем не представлено.
Комиссия поддерживает третьей довод жалобы в виду следующего.
Заказчиком установлены следующие преимущества к Участникам закупок:
Организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ - 15 %
Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 44-ФЗ) - 15 %
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15 %
Вместе с тем, Комиссия установила, что установленный код ОКПД2 "23.61.12.162" согласно перечню товаров, работ, услуг, установленному в соответствии Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обязывает предоставление Преимуществ исключительно организациям инвалидов, в связи с чем данный код ОКПД2 не применим при осуществлении закупок, в рамках которых предоставляются преимущества в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, усматривается нарушения пункт 13 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Проанализировав документы в составе извещения, Комиссия установила, что Приложение N 3 к Описанию объекта закупки содержит следующее требование к поставляемому товару в рамках показателя (характеристики) "масса": показатель, для которого в документации установлены требования к диапазону значений показателя, минимальное значение показателя включено в границы допустимого диапазона, максимальное значение показателя не включено в границы допустимого диапазона 740-780 мм.
Комиссия отмечает, что вышеуказанное требование установлено неправомерно в нарушение норм законодательства о контрактной системе, так как данное требование является заведомо неисполнимым.
Таким образом, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений, содержащихся в извещении, создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Условия, установленные Заказчиком в извещении, должны содержать ясные и однозначные требования, не допускающие разного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о том, какие документы он должен представить для участия в закупке и каким требованиям он должен соответствовать.
В связи с чем, указанное выше требование не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению заявки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего неправомерное положения в извещении, нарушает пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Анкипов А.А. частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 13 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 августа 2023 г. N 047/06/42-2149/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023