На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "РегионГрупп" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Заказчиком), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту фасадов административного здания Министерства транспорта Российской Федерации, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 18, стр. 1 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100013923000011) (далее соответственно - Конкурс, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в ненадлежащем осуществлении оценки заявки
ООО "ЦСА" (далее - Победитель) по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), предусмотренного порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Извещения (далее - Порядок оценки).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 26.07.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.08.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 23.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 360 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10304082440190020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 08.06.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 09.06.2023;
8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии 4 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата подведения итогов определения поставщика - 13.06.2023;
10) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 26.06.2023 N 1770236142723000028 (далее - Контракт).
1. По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Победителя по Детализирующему показателю Критерия, предусмотренного Порядком оценки.
В силу пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке,в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021
N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно пункту 33 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению,в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно Порядку оценки по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимается государственный (-ые) контракт (-ы) и/или договор (-ы), предусматривающий (-ие) оказание услуг/ выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов).
К перечню документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, согласно Порядку оценки относятся:
- исполненный (-ые) государственный (-ые) контракт (-ы) и/или договор (-а), при исполнении которого (-ых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- акт (-ы) сдачи-приемки работ (услуг) (для многолетних государственных контрактов (договоров) при наличии итогового акта (-ов) и отдельных актов о приемки выполненных работ, оказанных услуг), составленных при исполнении представленного (-ых) государственного (-ых) контракта (-ов) и/или договора (-ов). Последний (-ие) акт (-ы), составленный (-ые) при исполнении государственного (-ых) контракта (-ов) и/или договора (-ов) и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен (-ы) быть подписан (-ы) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 09.06.2023 N ПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок принято предложение Победителя по Критерию в полном объеме.
Комиссией установлено, что Победителем в целях присвоения баллов по Порядку оценки представлены, в том числе договор подряда на выполнение работ по текущему ремонту помещений от 01.11.2022 N 51901054821220000190004, заключенный с ГАУК РХ "НЦНТ им. С.П. Кадышева", на сумму 4 930 997,19 руб. (далее - Договор N 1), договор подряда на ремонт помещений от 05.09.2020
N 56532аа811591690486277, заключенный с ООО "Главстрой-Усть-Лабинск",на сумму 197 854 160 руб. (далее - Договор N 2).
Кроме того, согласно имеющейся у Комиссии информации в рамках проведения Конкурса Победителем в целях подтверждения опыта по дополнительному требованию по позиции 15 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление
N 2571) представлен Договор N 1.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что члены Комиссии по осуществлению закупок не обязаны проверять достоверность сведений, направленных участником закупки в составе заявки.
При этом Договор N 1 проверялся Заказчиком на соответствие Постановлению
N 2571 в части наличия исполненного контракта (договора), акта выполненных работ, подтверждающих цену выполненных работ, которая составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика Договор N 1 отсутствует в ЕИС, информация о данном договоре размещена в открытом источнике информации в сети "Интернет" (https://www.list-org.com/company/13844445/contract/ 223/51901054821190101001), при этом договор прошел проверку Оператора электронной площадки.
Комиссия обращает внимание, что источник информации, использованный Заказчиком, не относится к официальным источникам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Кроме того, Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы участников закупки на предмет наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202, а не осуществляет оценку указанных информации и документов.
Вместе с тем из имеющихся у Комиссии сведений, поступивших от заказчика по Договору N 1 ГАУК РХ "НЦНТ им. С.П. Кадышева" (письмо от 31.07.2023 N 002-392/10), ГАУК РХ "НЦНТ им. С.П. Кадышева" договорных отношений с Победителем не имеет, аналогичная информация поступила от заказчика по Договору N 2 ООО "Главстрой-Усть-Лабинск" (письмо от 31.07.2023 N 223).
Учитывая изложенное, Комиссии приходит к выводу, что представленные Победителем документы в целях присвоения баллов по Порядку оценки и подтверждения опыта выполнения работ по позиции 15 приложения к Постановлению N 2571 являются подложными и носят мнимый характер, следовательно, не подтверждают наличие у Победителя опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки,и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 3 к Извещению (Описание объекта закупки) содержит указание на товарные знаки "Ceresit", "Группа компаний "БИРСС" без условия о возможности использования эквивалентного товара.
Согласно представленным письменным пояснениям Заказчика указание на товарные знаки обусловлено требованиями ранее разработанной проектной документации по капитальному ремонту фасадов здания.
Комиссия обращает внимание, что в случае, если проектная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в извещении о закупке и приложениях к нему с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе необходимо установить условие о возможности использования эквивалентного товара.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выраженные в не установлении условие о возможности использования эквивалентного товара, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки составов административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать довод ООО "РегионГрупп" обоснованным.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4.В связи с тем, что контракт заключен, предписание не выдавать.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 04.08.2023 по делу N П-203/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 августа 2023 г. N П-203/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2023