Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Лидер" (далее - Заявитель) на действия Департамента здравоохранения Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку изделий (в том числе мебели) для оснащения медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика по созданию, модернизации, освоению их производства на территории города Москвы (далее - ЕИС) - 0173200001423001049) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК)
2) в рамках подтверждения соответствия участника закупки постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) неправомерно принимается наличие опыта выполнения работ на любую сумму;
3) неправомерно объединено в один объект закупки производство и поставка товаров с разным кодами по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2).
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 09.08.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 10.08.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 17.07.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 100 000 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 054090202А0308200244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.08.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, из которых 1 заявка признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "Лабромед" с предложением о цене контракта 5 100 000 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирована НМЦК.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль определения и обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет НМЦК не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках подтверждения соответствия участника закупки Постановлению N 2571 неправомерно принимается наличие опыта выполнения работ на любую сумму.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию:
- финансовых ресурсов для исполнения контракта;
- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В соответствии с позицией 37 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на поставку товаров (услуг), поставляемых (оказываемых) в соответствии с контрактом со встречными инвестиционными обязательствами, устанавливается следующие дополнительные требования:
1) наличие опыта исполнения договора;
2) сумма выручки должна составлять не менее 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) объем завершенных капитальных вложений должен составлять не менее 10 процентов минимального объема инвестиций, подлежащих вложению участником закупки, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, в создание, модернизацию, освоение производства товара и (или) создание, реконструкцию имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанного между собой), предназначенного для оказания услуги.
При этом Постановлением N 2571 не определена минимальная стоимость исполненного контракта (договора), представляемого участником закупки в соответствии с пунктом 1 позиции 37 приложения к Постановлению N 2571.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 37 Постановления N 2571, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы сведений, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в один объект производство и поставка товаров с разными ОКПД 2.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с Извещением закупаемому Заказчиком товару соответствуют, в том числе коды ОКПД2: 31.09.11.120 "Стеллажи, стойки, вешалки металлические", 31.01.12.190 "Мебель офисная деревянная прочая", 32.50.30.119 "Мебель медицинская прочая, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что Законом о контрактной системе не установлен запрет на включение в один объект закупки товаров с разными ОКПД 2.
При этом согласно положениям Закона о контрактной системе в рамках контрактов со встречными инвестиционными обязательствами осуществляется создание, модернизация, освоение производства продукции на территории Российской Федерации, в связи с чем в рамках таких контрактов не реализуются правоотношения заказчика и участника закупки в соответствии с частями 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы сведений, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе предусмотрены преимущества в размере 15%.
При этом в соответствии с пунктом 9.2 информационной картой (приложение к Извещению) (далее - Информационная карта) вышеуказанное преимущество отсутствует.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа сообщил, что указание в ЕИС сведений о предоставлении преимуществ организациям инвалидов является технической ошибкой.
Вместе с тем распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3500-р (далее - Распоряжение N 3500-р) установлен перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися организацией инвалидов.
Так, Распоряжение N 3500-р содержит позиции:
- 31.01.1 "Мебель для офисов и предприятий торговли" (закупается 31.01.12.190 "Скамья", 31.01.11.150 "Стул", 31.01.12.150 "Тумба", 31.01.12.139 "Шкаф", 31.01.11.123 "Картотечный шкаф");
- 32.50.50 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" (закупается 32.50.50.190 "Стол-тележка");
- 16.29.13 "Изделия деревянные мозаичные и инкрустированные, футляры для ювелирных или ножевых изделий и аналогичные изделия из дерева, статуэтки и изделия декоративные из дерева прочие" (закупается 16.29.13.190 "Дерево декоративное").
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены противоречивые сведения в Извещении и Информационной карте в части предоставления преимуществ организациям инвалидов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 13 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
5. В силу пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 установлены требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 620).
Пунктом 1 Постановления N 620 определено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - НКМИ), при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
При этом в соответствии с пунктом 2 Постановления N 620 указанное в пункте 1 Постановления N 620 требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Таким образом, исключение распространения положения Постановления N 620 на контракты со встречными инвестиционными обязательствами отсутствует.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии описанием объекта закупки (приложение к Извещению) необходимо, в том числе произвести и поставить Заказчику, в том числе следующие изделия:
- кресло для внутривенных вливаний и взятия крови (НКМИ 144330);
- стул медицинский (НКМИ 232140);
- шкаф медицинский (НКМИ 270000);
- кресло гинекологическое с элекроприводом (НКМИ 151540, 151570, 259880);
- кушетка физиотерапевтическая (НКМИ 187250);
- кресло урологическое (НКМИ 15150).
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснил, что в рамках реализации контракта, заключенного по итогам проведения Конкурса, если исполнитель не предоставит регистрационное удостоверение на товар ввиду решения Росздравнадзора о непринадлежности товара к медицинским изделиям, Заказчиком будет осуществлена приемка товара.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что при проведении закупки Заказчик указывает конкретно на вид товара, подлежащего поставке, например: шкаф медицинский, стул медицинский, стол офтальмологический.
При этом в силу Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
При этом Комиссией установлено, что указанные в описании объекта закупки (приложение к Извещению) товары не являются однородными (например, стеллаж медицинский, стол-шкаф медицинский, табурет медицинский, кровать для реанимации и интенсивной терапии, кровать медицинская), что не предусмотрено положениями Постановления N 620.
Таким образом, описание объекта закупки (приложение к Извещению) сформировано с нарушениями положений Постановления N 620.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - КТРУ, Правила формирования и ведения КТРУ), правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - КТРУ, Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции
- информацию о наименовании товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно Извещению в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка изделий (в том числе мебель), например:
1) секция гардеробная с кодом ОКПД 2 - 31.09.11.1120 "Стеллажи, стойки, вешалки металлические";
2) стул с кодом ОКПД 2 - 31.01.11.150 "Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом";
3) тумба с кодом ОКПД 2 - 31.01.12.150 "Тумбы офисные деревянные" (перечень не является исчерпывающим).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик при описании объекта закупки осуществил описание товаров в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем КТРУ содержит, в том числе следующие позиции:
1) 31.09.11.120-00000007 "Стеллаж складской металлический" (дата начала обязательного применения позиции каталога 20.08.2022);
2) 31.01.11.150-00000004 "Стул на металлическом каркасе" (дата начала обязательного применения позиции каталога 23.04.2023);
3) 31.01.12.150-00000004 "Тумба офисная деревянная" (дата начала обязательного применения позиции каталога 20.04.2023) (перечень не является исчерпывающим).
Комиссия обращает внимание, что в рамках реализации контракта, заключенного по итогам Конкурса, предусматривается поставка товаров. При этом согласно Правилам использования КТРУ, позиции КТРУ применяются в отношении поставляемых товаров.
Изучив материалы, Комиссия установила, что характеристики поставляемых изделий соответствуют информации, включенной в соответствующую позицию КТРУ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не применивших при описании объекта закупки позиции КТРУ, нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лидер" необоснованной.
2. Довод, указанный в части 1 настоящего решения оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 5, 13 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 10.08.2023 по делу N 28/06/105-1863/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 августа 2023 г. N 28/06/105-1863/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023