В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту - Оренбургское УФАС России) N 132/23 от 09.08.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО "МостПроект" -.,
представитель Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" на рассмотрение обращения не явился, о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлен, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
рассмотрев обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (ИНН 5638076578), в связи с односторонним отказом Поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+830 автомобильной дороги Река Дёма - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006436, реестровый номер контракта N 25610070022 21 000074),
УСТАНОВИЛА:
08 августа 2023 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее по тексту - ГУ ГУДХОО, Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - РНП) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (ИНН 5638076578) (далее по тексту - Общество, Подрядчик), в связи с односторонним отказом Поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+830 автомобильной дороги Река Дёма - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006436, реестровый номер контракта N 25610070022 21 000074).
Согласно представленным материалам дела, основанием для обращения Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (ИНН 5638076578) послужило принятие Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Представитель Заказчика на заседание Инспекции Оренбургского УФАС России 14.08.2023 г. не явился. Письменные пояснения в материалы дела Заказчиком не представлены. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Заказчика (исх. 18/08 от 14.08.2023 г., вх. Оренбургского УФАС России N 4371-ЭП/23 от 14.08.2023 г.)
Представители Подрядчика просили сведения в отношении Общества в РНП не включать, пояснили, что 07.09.2021 г. между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 14/02-58 (реестровый номер N 25610070022 21 000074) на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+830 автомобильной дороги Река Дёма - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области на сумму 3 368 734,76 руб. Начало выполнения работ - с даты подписания контракта; окончание выполнения работ - 30 сентября 2022 года, включая прохождение государственной экспертизы.
Во исполнение требований нормативно-правовых актов и условий Контракта, Подрядчик неоднократно уведомлял заказчика о возникших трудностях по исполнению контракта, что подтверждается перепиской с Заказчиком, представленной в материалы дела.
Согласно п. 3.2.4. Контракта: Заказчик обязан оказывать содействие Подрядчику в выполнении работ в объеме и на условиях, предусмотренных в контракте. Однако Заказчик самоустраняется от исполнения встречных обязательств и до настоящего времени не предоставил в адрес Подрядчика решения по некоторым запросам.
Представители Подрядчика отметили, что в рассматриваемом случае применению подлежат ст. ст. 450-452 Гражданского кодекса РФ, в связи с тем, что те обстоятельства, которые были на момент публикации извещения, существенно изменились в ходе исполнения контракта. При этом, данные обстоятельства не зависели от воли Подрядчика, а являются результатом бездействий Заказчика.
Принимая во внимание положения ст. 719, ст. 307 ГК РФ, изложенное, следует, что нормальным поведением Заказчика после получения уведомления от Подрядчика о возникших дополнительных работах, должно являться реагирование на такое уведомление, буквальное следование условиям договора и представление информации по решению возникших вопросов, в том числе о продлении срока выполнения работ. В данном случае Подрядчик, действуя добросовестно, принимал все необходимые меры по уведомлению Заказчика о возникших трудностях при исполнении Контракта.
Также представители Подрядчика отметили, что в ходе исполнения контракта возникли обстоятельства, явно свидетельствующие об уклонении Заказчика от исполнения встречных обязательств, в результате чего стало очевидным, что выполнить условия Контракта Подрядчик не сможет, поэтому Подрядчиком и было принято решение об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке.
03.06.2023 г. Подрядчиком размещено в единой информационной системе в сфере закупок уведомление об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке
Подрядчик уведомил Заказчика, что отменит не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта будут устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
11.08.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+830 автомобильной дороги Река Дёма - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006436).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 033 415,50 рублей.
07.09.2021 г. между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 14/02-58 (реестровый номер N 25610070022 21 000074) на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+830 автомобильной дороги Река Дёма - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области на сумму 3 368 734,76 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить своими силами и силами субподрядных организаций по заданию Заказчика работы по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+830 автомобильной дороги Река Дёма - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области, в соответствии с условиями контракта, сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять вышеуказанные работы и оплатить их.
В соответствии с п. 13.1 Контракта начало выполнения работ - с даты подписания контракта; окончание выполнения работ - 30 сентября 2022 года, включая прохождение государственной экспертизы.
Согласно п. 13.2 Контракта, Работы по настоящему контракту должны быть начаты, завершены и производиться Подрядчиком в соответствии с графиком приемки объемов работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N3).
Приложением N 3 к контракту N 14/02-58 от 07.09.2021 г. установлен "График приемки объемов работ":
ГРАФИК ПРИЕМКИ ОБЪЕМОВ РАБОТ
по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+830 автомобильной дороги Река Дёма - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области
N |
Наименование объектов, работ и затрат |
Общая стоимость выполняемых работ по контракту, тыс. руб. |
В том числе: |
Сентябрь 2022 г | |||
1 |
Выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+830 автомобильной дороги Река Дёма - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области |
4 033,41550 |
4 033,41550 |
|
Итого по результатам аукциона |
3 368,73476 |
3 368,73476 |
Вместе с тем, согласно пояснениям представителей Подрядчика и представленным материалам дела, 23.11.2021 г. сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту N 14/02-58 от 07.09.2021 г., в соответствии с которым
"1. Стороны пришли к соглашению о внесении в государственный контракт N14/02-58 от 07.09.2021 года изменений следующего характера:
- наименование объекта по контракту читать в следующей редакции:
Выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+900 автомобильной дороги Дюсьметьево - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области.
2. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами.
3. По вопросам, не нашедшим отражения в настоящем дополнительном соглашении, стороны руководствуются условиями контракта N14/02-58 от 07.09.2021 года.
4. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, и является неотъемлемой частью контракта N14/02-58 от 07.09.2021 года".
Таким образом, Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что дополнительным соглашением N 1 от 23.11.2021 г. к государственному контракту N 14/02-58 от 07.09.2021 г. стороны пришли к соглашению об изменению объекта закупки, что противоречит положениям статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
В материалы дела также представлена следующая переписка сторон:
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 21 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе, Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с п. 7.1 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
Согласно п. 7.5 Контракта, Заказчик и Подрядчик осуществляют процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке в соответствии с требованиями, установленными статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года.
В соответствии с п. 7.6 Контракта, сторона, решившая расторгнуть контракт по соглашению сторон, направляет письменное уведомление другой стороне. Если стороны примут решение о расторжении контракта, они подписывают соглашение о расторжении контракта, которое вступает в силу с даты его подписания сторонами.
03.06.2023 г. Обществом принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. исх. МП-2272 от 03.06.2023 г.)
03.06.2023 г. 21:58:22 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было размещено Подрядчиком в Единой информационной системе.
В соответствии с положениями ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Заказчиком 03.06.2023 г. 21:58:22 (МСК). (Решение об одностороннем отказе N МП-2272 от 03.06.2023 Поставщик Подписано 03.06.2023 21:58 (МСК) Заказчик Получено 03.06.2023 21:58 (МСК).
Учитывая положения ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Подрядчика от исполнения Контракта вступил в силу 14.06.2023 г.
Сведения об обжаловании одностороннего отказа Подрядчика от исполнения Контракта в материалы дела не представлены.
Материалами дела также установлено, что Заказчиком также было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 01-10-14/2673 от 09.06.2023 г. Вместе с тем, данное решение размещено Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок лишь 14.06.2023 г. (Решение об одностороннем отказе N от 14.06.2023 Поставщик Получено 14.06.2023 07:49 (МСК) Заказчик Подписано 14.06.2023 07:49 (МСК).
Инспекция Оренбургского УФАС России отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 719 ГК РФ, Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Между тем, в материалы дела не представлены сведения о приостановке Подрядчиком выполнения работ по контракту.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Односторонний отказ Подрядчика от исполнения Контракта вступил в силу 14.06.2023 г. Между тем, Заказчиком обращение в Оренбургское УФАС России направлено посредством единой информационной системы 08.08.2023 г, что является нарушением требований ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в РНП является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Основанием для включения в РНП является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от заключения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах, исходя их имеющихся материалов дела, не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "МостПроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, полагает возможным сведения об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (ИНН 5638076578), в связи с односторонним отказом Поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Дёма на км 0+830 автомобильной дороги Река Дёма - Софиевка в Пономаревском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006436, реестровый номер контракта N 25610070022 21 000074), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 августа 2023 г. N 056/10/104-848/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - капитальный ремонт - разработка проектной документации - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2023