Резолютивная часть объявлена 15 августа 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 18 августа 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_ |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителей заказчика - отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области (далее - ОСФР по Курской области) _ (по доверенности, личность удостоверена), в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Бастион" (далее - ООО "Бастион"), уведомленных в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/6028430787, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NЮК/2749/23 от 09.08.2023 г., при ведении аудиозаписи,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - ОСФР по Курской области обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Бастион" (адрес: 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, д. 23, пом. 5, офис 18; ИНН 2462026342), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 08.08.2023 г. (вх. N4017-ЭП/23) поступило обращение заказчика - ОСФР по Курской области о включении сведений в отношении ООО "Бастион" (адрес: 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, д. 23, пом. 5, офис 18; ИНН 2462026342) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 25 от 27.03.2023 по предмету: "Оказание услуг частной охраны" (реестровый номер контракта 14629026988 23 000038).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
07.03.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0244100000523000017 для нужд заказчика по предмету: "Оказание услуг частной охраны", проект контракта, ИКЗ: 231462902698846320100100080018010244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 226 577 руб. 30 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2023 NИЭА1, победителем закупки было признано ООО "Бастион" (идентификационный номер заявки 113745200), с предложением о цене контракта - 4 521 022,52.
27.03.2023 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - ОСФР по Курской области и ООО "Бастион" был заключён контракт N 25 от 27.03.2023 по предмету: "Оказание услуг частной охраны" (реестровый номер контракта 14629026988 23 000038).
Пунктом 1.2. Контракта определены сроки оказания услуг: "Услуги по настоящему контракту оказываются поэтапно (в 12 этапов). Этапом оказания услуг является календарный месяц:
Этап 1 - с 03.04.2023 по 30.04.2023;
Этап 2 - с 01.05.2023 по 31.05.2023;
Этап 3 - с 01.06.2023 по 30.06.2023;
Этап 4 - с 01.07.2023 по 31.07.2023;
Этап 5 - с 01.08.2023 по 31.08.2023;
Этап 6 - с 01.09.2023 по 30.09.2023;
Этап 7 - с 01.10.2023 по 31.10.2023;
Этап 8 - с 01.11.2023 по 30.11.2023;
Этап 9 - с 01.12.2023 по 31.12.2023;
Этап 10 - с 01.01.2024 по 31.01.2024;
Этап 11 - с 01.02.2024 по 29.02.2024;
Этап 12 - с 01.03.2024 по 29.03.2024".
Как подтверждается материалами дела и информацией, размещенной в единой информационной системе (далее - ЕИС), ООО "Бастион" оказывались услуги частной охраны в течение 4 (четырех) этапов исполнения Контракта, что подтверждается следующими документами о приемке:
- счет-фактура N117 от 30.04.2023 на сумму 365040,00 руб.;
- платежное поручение N128525 от 12.05.2023 на сумму 365040,00 руб.;
- счет-фактура N170 от 31.05.2023 на сумму 365040,00 руб.;
- платежное поручение N339476 от 13.06.2023 на сумму 365040,00 руб.;
- счет-фактура N208 от 30.06.2023 на сумму 383292,00 руб.;
- платежное поручение N519481 от 10.07.2023 на сумму 383292,00 руб.;
- счет-фактура N229 от 26.07.2023 на сумму 255528,00 руб.;
- платежное поручение N674483 от 04.08.2023 на сумму 255528,00 руб.
Представители ОСФР по Курской области на заседании комиссии Курского УФАС России подтвердили, что ООО "Бастион" действительно, в течение 4 (четырех) этапов исполнения Контракта оказывал услуги частной охраны. Оказанные услуги обществом были приняты заказчиком без замечаний и оплачены.
24.07.2023 в адрес заказчика поступило письмо от ООО "Бастион" (исх. N21-07/03 от 21.07.2023), в котором общество уведомило заказчика о приостановлении оказания услуг частной охраны, в связи с тем, что у ООО "Бастион" закончилось действие лицензии на осуществление охранной деятельности.
Частная охранная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Под лицензируемым видом деятельности согласно п. 3 ст. 3 Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Как подтверждается открытыми данными реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности на сайте "https://rosguard.gov.ru/", действие лицензии ООО "Бастион" на осуществление частной охранной деятельности прекращено 20.07.2023.
При таких обстоятельствах, учитывая, что частная охранная деятельность является лицензированным видом деятельности, у ООО "Бастион" отсутствовали полномочия на оказания услуг частной охраны по контракту в связи с прекращением действия лицензии с 20.07.2023.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что надлежащее исполнение ООО "Бастион" условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Бастион" принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта. Вместе с тем, обязательства по контракту в полном объеме исполнены не были в силу обстоятельств непреодолимой силы.
В связи с тем, что у заказчика имеется потребность в обеспечении государственных нужд - постоянной охраны объектов, определенных в спецификации (приложение N1 к контракту), 27.07.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено ч.ч. 8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.5. Контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ и положениями Федерального закона N44-ФЗ".
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.07.2023 г. заказчиком с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", датой поступления ООО "Бастион" решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 27.07.2023 г.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 27.07.2023 г. является датой надлежащего уведомления ООО "Бастион" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 08.08.2023 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, заказчиком соблюдены требования, установленные законодательством РФ о контрактной системе, к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе.
В то же время, материалами дела подтверждается, что ООО "Бастион" принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, а обязательства по контракту в полном объеме исполнены не были в силу обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Бастион" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Учитывая, что в материалы дела представлены информация и документы, подтверждающие принятие ООО "Бастион" мер для надлежащего исполнения условий контракта, принимая во внимание тот факт, что обязательства по контракту в полном объеме исполнены не были в силу обстоятельств непреодолимой силы, положения подпунктов пп. а п. 15 Правил, информация в отношении ООО "Бастион" не подлежит включению в РНП.
При таких обстоятельствах, в связи с тем, что у заказчика имеется потребность в обеспечении государственных нужд - постоянной охраны объектов, определенных в спецификации (приложение N1 к контракту), у заказчика есть право заключить контракт с участником закупки в соответствии с ч. 17.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе".
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Бастион" (адрес: 660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, д. 23, пом. 5, офис 18; ИНН 2462026342) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18 августа 2023 г. N РНП-46-767
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023