Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию N 12" (далее - Заказчик):
ООО "ФОРТУНА" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20135-ЭП/23 от 04.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0372200133322000077),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (извещение N 0372200133322000077) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 405 880,39 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ФОРТУНА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ФОРТУНА" заключен государственный контракт N 7 от 06.12.2022 на сумму 906 792,28 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ФОРТУНА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставку продуктов питания (далее - Товар) партиями по заявкам Заказчика в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 (включительно) (п. 3.1 Контракта).
В ходе исполнения Контракта Участником неоднократно нарушались условия Контракта, что подтверждается претензиями Заказчика, направленными в адрес Участника (N 195 от 26.01.2023, N 191/1 от 26.01.2023, N 227 от 02.02.2023, N 266 от 07.02.2023, N 308 от 13.02.2023). Участником был нарушен п. 4.1.1 Контракта, предусматривающий поставку Товара в установленные Контрактом сроки, что приводило к многократному срыву полноценного питания воспитанников детского центра с круглосуточным пребыванием и нарушению цикличности меню.
В связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 11.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п.п. 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 19.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 01.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
В Спецификации к Контракту определен предмет поставки: мука пшеничная хлебопекарная, капуста белокочанная свежая, картофель продовольственный поздний (поступающий в продажу с 01 сентября), лук репчатый свежий, морковь столовая свежая, перец сладкий свежий, редис свежий, свекла столовая свежая, чеснок свежий, зефир, конфеты помадные молочные, мармелад желейно-фруктовый неглазированный, ирис мягкий, шоколад обыкновенный без добавок, пастила, капуста китайская свежая, лук зелёный свежий, консервы мясные мясо тушеное. Страна происхождения Товара - Российская Федерация.
Отсутствие поставки Товара со стороны ООО "ФОРТУНА" (перец свежий, кабачки свежие, редис свежий) связано с отсутствием данного Товара (российского происхождения) на рынке в России в январе 2023 года (товар скоропортящийся, в зимнее время его выращивание в больших объемах в России исключено).
При этом в Техническом задании (Приложение N 4 к Контракту) установлено требование о наличии действующих деклараций (сертификатов) о соответствии, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Постановление Правительства от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". Технические регламенты Таможенного союза на отдельные товарные группы пищевых продуктов).
Данное требование исключает закупку товаров на вторичном рынке (с учетом требований о наличии сертификата, протоколов лабораторных исследований, стандартов условий хранения скоропортящейся продукции).
В извещении о проведении Аукциона установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком, подрядчиком, исполнителем допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона о контрактной системе, устанавливающими запрет, ограничения или особые условия допуска к закупкам иностранных товаров, работ, услуг.
Таким образом, при исполнении Контракта, предметом которого является поставка Товара, в отношении которого установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, замена товара или страны происхождения товара не допускается (вывод подтверждается, в том числе, Письмом Минфина России от 20 октября 2017 г. N24-02-08/70126).
При таких обстоятельствах поставка продукции из других стран не допускается.
Тем не менее данные нарушения были устранены Участником в полном объеме последующей поставкой Товара по заявкам Заказчика, что подтверждается подписанными документами о приемке от 02.02.2023, 07.02.2023, 15.02.2023, 16.02.2023, 21.02.2023, 09.03.2023, 25.03.2023, 09.04.2023, 13.04.2023, 19.04.2023, 28.04.2023, 23.05.2023, 01.06.2023, 02.06.2023, 06.06.2023, 14.06.2023, 21.06.2023.
В претензии от 13.02.2023 Заказчик указал на недопоставку пастилы в объеме 2,5 кг. Пастила в последующем была допоставлена Участником, в том числе, в рамках следующих партий: Счет-фактура N 267 от 16.02.2023, Счет-фактура N 333 от 21.02.2023, Счет-фактура N 760 от 09.04.2023, Счет-фактура N 636 от 25.03.2023.
Тем самым нарушения, перечисленные в претензиях Заказчика, были устранены Участником в полном объеме, Товар был принят Заказчиком в отсутствие каких-либо претензий. В своем Решении Заказчик не ссылается на какие-либо нарушения в период с 14.02.2023 по 19.07.2023.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ФОРТУНА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ФОРТУНА" предпринимались все возможные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ФОРТУНА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ФОРТУНА" (ИНН: 7810622740), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 августа 2023 г. N РНП-78-1110/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023