Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик);
ИП Черпак Александра Витальевича (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20136-ЭП/23 от 04.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на поставку медицинских изделий для нужд клинических подразделений ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (извещение N 0372100052922001023),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для нужд клинических подразделений ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (извещение N 0372100052922001023) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Черпак Александр Витальевич.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 219/2022-ЭА от 13.02.2023 на сумму 1 500 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку медицинских изделий для нужд клинических подразделений ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - товар).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется передавать в собственность Заказчика, а Заказчик принимать и оплачивать товар согласно Спецификации (Приложение N1 к Контракту).
В ходе исполнения контракта N 219/2022-ЭА от 13.02.2023 Товар Поставщиком неоднократно допускались нарушения исполнения обязательств по Контракту, выразившихся в следующем:
В соответствии с п. 1.2. Контракта, поставки Товара осуществляются на основании заявок Заказчика. 15.03.2023 Заказчиком была направлена заявка на поставку товара по позиции N12 Спецификации в количестве 500 пар на общую сумму 133 400 руб. 00 коп.
По позиции N 12 Спецификации к Контракту, Поставщику надлежит поставить товар торговой марки WRPR, фактически Поставщик поставил товар, из которого 150 пар поставлено без маркировки на товаре.
По позиции N 27 Спецификации к Контракту, Поставщик поставил товар не в полном количестве: в документе о приемке N 43 от 03.04.2023 указано количество 500 пар, фактически было поставлено 400 пар.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик подготовил и разместил в ЕИС мотивированный отказ (N3821-01/к от 18.04.2023) от подписания документа о приемке части товара.
В последующем, в соответствии с п. 1.2. Контракта, Заказчиком 26.04.2023 была направлена заявка на товар, согласно п. 15, п. 17, п. 26 Спецификации. Поставщик по данной заявке разместил в ЕИС документ о приемке N 51 от 28.04.2023, количественные показатели товара в данном документе о приемке не соответствовали количеству товара, указанному Заказчиком в заявке, так же при осуществлении частичной приемки товара, поступившего по документу о приемке N 51 от 28.04.2023 было установлено, что товар, поставленный Поставщиком по позиции N 15 Спецификации к контракту, имеет повреждение упаковок в количестве двух штук, по позиции N17 Спецификации к Контракту поставлен товар с истекающим сроком годности в количестве одной упаковки, что является нарушением исполнения обязательств по контракту. В связи с вышеизложенным, Заказчиком был подготовлен и размещен в ЕИС мотивированный отказ (N4552-01/к от 10.05.2023) от принятия части товара.
Также Поставщиком неоднократно нарушались условия Контракта, содержащие требования к Поставщику о необходимости не ранее, чем за 1 день до фактической даты поставки товара формировать и заполнять электронный документ о приемке в ЕИС (п. 6.2.1. Контракта), в связи с чем Заказчиком направлялись посредством ЕИС претензии с требованием об уплате начисленной неустойки (N 5764-01/к от 06.06.2023, N 6729-01/к от 21.06.2023, N6730-01/к от 21.06.2023).
В числе прочих нарушений, Поставщик допускал нарушение сроков поставки товара:
15.03.2023 и 27.03.2023 Заказчик направлял Поставщику заявки на поставку товара, товар по данным заявкам был поставлен 10.04.2023, в связи с чем, Заказчиком была начислена неустойка (претензия N 6730-01/к от 21.06.2023).
26.04.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку товара, при этом, срок поставки по условиям контракта (п.4.1.) товар должен быть поставлен Заказчику не позднее 28.04.2023, фактически поставка товара по указанной заявке была осуществлена 04.05.2023 и 16.05.2023, Заказчиком была начислена неустойка (претензии N5765-01/к от 06.06.2023, N 6729-01/к от 21.06.2023).
Поставщиком две заявки Заказчика не исполняются в полном объеме в течение длительного периода времени.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.08.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
По Заявке от 15.03.2023 Поставщик пояснил:
- Заявка от 15.03.2023 передана Поставщику с общим указанием количества товара без разбивки по размерам. Для того, чтобы согласовать размеры, Поставщику потребовалось две недели, чтобы вместо уволенного представителя Заказчика найти нового ответственного сотрудника, который мог бы согласовать требуемые к поставке размеры перчаток. В этот период Поставщик неоднократно звонил Заказчику, чтобы получить контакт нового ответственного сотрудника, а ответ получал, что такого сотрудника еще нет.
После согласования данного вопроса 30.03.2023 товар по Заявке был направлен в адрес Заказчика и фактически был поставлен 03.04.2023.
Указанный довод не может свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
- по п.12 Спецификации товар Перчатки хирургические полиизопреновые, неопудренные WRPR РУ N ФСЗ 2010/07613 от 23.06.2014 в количестве 150 пар оказались поставлены без маркировки. При этом Поставщик направил своего представителя, замечание устранено в максимально короткий срок.
По Заявке от 27.03.2023 (повторная заявка) Поставщик пояснил:
- по п.27 Спецификации товар Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные HydrexR РУ N ФСЗ 2011/10956 от 23.09.2020 недопоставлен в количестве 100 пар - товар допоставлен в необходимом объеме в максимально короткий срок;
- по п.23 Спецификации недопоставлен товар Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Manual RP 400 РУ N ФСЗ 2009/04144 от 11.06.2014, Австрия в количестве 50 пар.
- по п.26 Спецификации недопоставлен товар Перчатки хирургические из латекса гевеи (двойные, с цветовой индикацией прокола) GammexR Latex Glove-in-Glove System РУ N ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013 г, N ФСЗ 2009/04993 от 27.05.2022, Малайзия/Шри-Ланка/Россия в количестве 490 пар.
По Заявке от 26.04.2023 Поставщик пояснил:
- по п.15 Спецификации товар Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные NitriMAX РУ N ФСР 2008/03090 от 30.07.2008 имеет повреждение двух упаковок - товар заменен Поставщиком в максимально короткий срок;
- по п.15 Спецификации товар Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные NitriMAX РУ N ФСР 2008/03090 от 30.07.2008 недопоставлен в количестве 1600 пар - товар допоставлен в необходимом объеме в максимально короткий срок.
- по п.17 Спецификации товар Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные GammexR Latex Underglove РУ N ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013, N ФСЗ 2009/04993 от 27.05.2022 частично в количестве 100 пар имел срок годности, не соответствующий Контракту - товар частично заменен Поставщиком в максимально короткий срок;
- по п.17 Спецификации недопоставлен товар Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные GammexR Latex Underglove РУ N ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013 г, N ФСЗ 2009/04993 от 27.05.2022, Малайзия/Шри-Ланка/Россия в количестве 100 пар.
- по п.26 Спецификации недопоставлен товар Перчатки хирургические из латекса гевеи (двойные, с цветовой индикацией прокола) GammexR Latex Glove-in-Glove System РУ N ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013, N ФСЗ 2009/04993 от 27.05.2022, Малайзия/Шри-Ланка/Россия в количестве 475 пар.
На дату 04.08.2023 Поставщиком не исполнены обязательства по контракту лишь в части поставки товара:
- п.26 Спецификации Перчатки хирургические из латекса гевеи (двойные, с цветовой индикацией прокола) GammexR Latex Glove-in-Glove System РУ N ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013, N ФСЗ 2009/04993 от 27.05.2022, Малайзия/Шри-Ланка/Россия в количестве 915 пар по объективным причинам в связи с отсутствием данного товара в обращении на территории Российской Федерации - производитель прекратил свою деятельность на территории России.
О невозможности поставки товара по позиции 26 Спецификации Заказчику сообщалось в письме исх. N 219/3 от 31.07.2023. В тоже время предлагался товар к замене на товар с улучшенными характеристиками.
Так, объективно исполнить контракт Поставщику в установленный Заказчиком срок не представилось возможным ввиду отсутствия товара у официального дистрибьютора и увеличенных сроков поставки. Данное обстоятельство подтверждается ответом уполномоченного представителя производителя АТЕХ GROUP LLC от 07.08.2023.
Поставщик предлагал возможные варианты замены и поставки товара, тем самым подтверждая намерение исполнить обязательства по Контракту. Представитель производителя ООО "Анселл РУС" подтвердили возможность замены перчаток.
Также представитель Поставщика отмечал, что выставленные пени за просрочку поставки товара ИП Черпаком Александром Витальевичем уплачены в полном объеме.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Черпака Александра Витальевича в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ИП Черпаком Александром Витальевичем предпринимались все действия для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Черпак Александр Витальевич (ИНН: 250905946930) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 августа 2023 г. N РНП-78-1111/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023