Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
ГБОУ СОШ N655 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "Серна" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20288-ЭП/23 от 07.08.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях, подведомственных администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в 2023-2024 годах (извещение N 0172200002523000329) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 05.07.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200002523000329. Начальная (максимальная) цена контракта - 180 399 437,65 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерной оценке его заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно электронному документу "4._Приложение_N_4_Порядок_РиОЗ_3[1].docx" к извещению о проведении закупки детализирующим показателем названного критерия является "Характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг)): Обеспеченность Цикличными меню рационов горячего питания и технологическими картами приготовления блюд".
В вышеуказанном приложении Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
"По настоящему детализирующему показателю оценивается предложение о качественном свойстве объекта закупки - обеспеченность Цикличными меню рационов горячего питания и технологическими картами приготовления блюд (требования к цикличным меню установлены в Приложении N 1.1. приложения "Описание объекта закупки" в соответствии со статьей 33 Закона" к извещению об осуществлении закупки). Сведения по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" могут быть представлены по рекомендуемой форме "Качество услуг", установленной в "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки. Для подтверждения сведений по настоящему детализирующему показателю учитываются меню, разработанные в соответствии с требованиями, установленными в "Описании объекта закупки" и их обеспеченность технологическими документами (технологические карты на продукцию общественного питания и/или технико-технологические карты на новую продукцию общественного питания), полностью соответствующими требованиям и рекомендациям ГОСТ 31987-2012 "Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию".
Представленное предложения участника закупки о качественном свойстве объекта закупки, содержащее все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов) в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок, свидетельствующем о наличии у Участника конкурентных качеств в виде соблюдения при оказании услуг (исполнении контракта) всех требований описания объекта закупки и приложений к нему. Представленное предложение участника закупки о качественном свойстве объекта закупки, содержащее не все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов) в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки или содержащее все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов), при этом один или более документ не будет соответствовать всем требованиям, установленным в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложения об отсутствии качественных характеристиках объекта закупки".
Количество присваиваемых баллов
Предложение о наличии характеристики объекта закупки - 100 баллов
Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов
С целью своевременной и надлежащей оценки Участнику рекомендуется предоставить сведения по настоящему детализирующему показателю без ограничений копирования данных и печати документа."
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в электронном документе "1._Приложение_N_1_Описание_объекта_закупки_3[1].docx".
Согласно описанию объекта закупки Заказчиком установлено, что Организация питания осуществляется в соответствии с цикличными меню, разработанными Исполнителем в соответствии с СанПиНом 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (далее- СанПиНом 2.3/2.4.3590-20), из продуктов, поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья (Приложение N 1 к настоящему Описанию объекта закупки).
Кроме того, Исполнитель должен гарантировать, что качество приготовленной пищи и пищевые продукты соответствуют действующим требованиям и нормам, установленным нормативно-технической документацией, в том числе: МР 2.4.0179-20.2.4. "Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации" (далее- МР 2.4.0179-20.2.4).
Из совокупности вышеуказанных требований следует, что Заказчиком оценивается предложение о качественном свойстве объекта закупки соответствующее одновременно, в том числе, положениям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и МР 2.4.0179-20.2.4.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС установлено нормы суточной потребности в белках, жирах и углеводах, а также в энергетической ценности питания, указанные в МР 2.4.0179-20.2.4 противоречат СанПиНу 2.3/2.4.3590-20.
Так, например, в соответствии п. 2.3 раздела II. "Организация питания обучающихся в общеобразовательных организациях" МР 2.4.0179-20.2.4. завтрак для обучающихся 1 - 4 классов должен содержать 48 - 60 г углеводов, при этом в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 соответствующий показатель равен 67,00-83,75 г.
Таким образом, Комиссией УФАС, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика, не установившего в извещении надлежащий порядок оценки заявок по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", выявлено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе Не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктами ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
В силу п. 2 ч.6 ст. 48 Закона о контрактной системе Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 01.08.2023 NПРОI1 заявка участника отклонена по следующим основаниям:
"Признать первую часть заявки не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Основание отклонения: п.1 ч.5 ст.48 Закона N 44 ФЗ.
Обоснование принятого решения: представленное предложение о качественном свойстве объекта закупки - обеспеченность Цикличными меню рационов горячего питания и технологическими картами приготовления блюд (далее - предложение о качестве) для оказания услуг питания, обучающихся по образовательным программам начального общего образования не соответствует требованиям, установленным в "Описании объекта закупки", в частности не соответствует МР 2.4.0179-20. 2.4. "Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).
а именно: указание содержания белков, жиров, углеводов на завтрак в Цикличном двухнедельном сбалансированном меню рационов горячего питания (завтрак, обед)
для предоставления питания учащимся в возрасте (7-11 лет) общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга с компенсацией его стоимости (части стоимости) за счет средств бюджета Санкт-Петербурга:
1 день - жиры 19,1, углеводы 79,8;
2 день - белки 19,1, жиры 18,7, углеводы 75,9;
3 день - жиры 19,4, углеводы 82,9;
4 день - белки - 16,3, жиры 18,9, углеводы 81,2;
5 день - жиры 18,8, углеводы 74,4;
6 день - белки 16,9, жиры 19,3, углеводы 83,7;
7 день - белки 19,2, жиры 17,7, углеводы 67,8;
8 день - белки 18,7, жиры 16,1, углеводы 70,0;
9 день - жиры 18,9, углеводы 81,6
10 день - белки 19,1, жиры 19,4, углеводы 81,0;
11 день - жиры 16,9, углеводы 72,2;
12 день - белки 18,6, жиры 18,6, углеводы 77,2;
В соответствии п. 2.3 раздела II. "Организация питания обучающихся в общеобразовательных организациях" завтрак для обучающихся 1 - 4 классов должен содержать 12 - 16 г белка, жира 12 - 16 г и 48 - 60 г углеводов.
Энергетическая ценность завтрака в Цикличном двухнедельном сбалансированном меню рационов горячего питания (завтрак, обед) для предоставления питания учащимся в возрасте (7-11 лет) общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга с компенсацией его стоимости (части стоимости) за счет средств бюджета Санкт-Петербурга превышает установленной нормы:
1 день - 562,5
2 день 575,7;
3 день -582,5;
5 день - 559,0;
6 день - 585,0;
9 день - 571,5;
10 день - 586,9;
В соответствии с пп. 2.6.1. п. 2.6 Энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400 - 550 ккал (20 - 25% от суточной калорийности).
2. В соответствии п. 2.3 раздела II. "Организация питания обучающихся в общеобразовательных организациях" завтрак для обучающихся старших классов - 15 - 20 г белка, 15 - 20 г жира и 60 - 80 г углеводов.
Не соответствующее указание содержания белков, жиров, углеводов на завтрак в Цикличном двухнедельном сбалансированном меню рационов горячего питания (завтрак, обед) для предоставления питания учащимся старших классов (12-18 лет) общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга с компенсацией его стоимости (части стоимости) за счет средств бюджета Санкт-Петербурга:
1 день - жиры 20,9, углеводы 88,2;
2 день - белки 22,3, жиры 21,6, углеводы 87,8 ;
3 день - жиры 22,6, углеводы 94,2;
4 день - жиры 22,2, углеводы 94,7;
5 день - жиры 22,9, углеводы 81,0;
6 день - белки 21,0 ; жиры 22,80; углеводы 93,5;
7 день - белки 22,4;
8 день - белки 22,4;
9 день - углеводы 95,4 ;
10 день - белки 22,3, жиры 22,7 углеводы 85,3;
11 день - жиры 20,4, углеводы 85,3;
12 день - белки 20,3, углеводы 84,1".
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
Из пояснений представителя Заявителя следует, что им в рамках показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" представлено предложение о качественном свойстве объекта закупки информацию, соответствующее СанПиНу 2.3/2.4.3590-20.
Также в жалобе отмечено: В соответствии с ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ 52) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 39 ФЗ 52 на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", согласно которому (абз.4 части 2 раздела I) Акты рекомендательного характера не могут содержать предписания нормативно-правового характера.
Исходя из изложенного, выявленное в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе повлекло к неправомерному отстранению Заявителя от участия в конкурсе (по основаниям, изложенным в протоколе).
Кроме того, как установлено в рассматриваемом порядке оценки, представленное предложение участника закупки о качественном свойстве объекта закупки, содержащее не все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов) в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки или содержащее все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов), при этом один или более документ не будет соответствовать всем требованиям, установленным в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложения об отсутствии качественных характеристиках объекта закупки".
Комиссия УФАС констатирует, что в случае несоответствия представленного предложения о качественном свойстве объекта закупки информации извещения, такой документ подлежит оценке в 0 баллов.
Таким образом, действия конкурсной комиссии нарушают пп. а) п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с его выдачей по ранее рассмотренному делу.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Серна" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика нарушение пп. а) п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с его выдачей по ранее рассмотренному делу.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Уполномоченного органа, Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 августа 2023 г. N 44-3353/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2023