Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 87" (далее - Заказчик):
ИП Шероновой Ирины Андреевны (далее - Участник, Поставщик, ИП Шеронова И.А.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20268-ЭП/23 от 07.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку реагентов для иммунохимического и коагулометрического анализаторов в 2023 году (извещение N 0372200180223000124),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реагентов для иммунохимического и коагулометрического анализаторов в 2023 году (извещение N 0372200180223000124) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 496 924,64 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Шеронова И.А., предложившее цену контракта на 41,5 % ниже начальной (максимальной) цены контракта.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Шероновой И.А. заключен государственный контракт N 176/124 от 10.07.2023 на сумму 875 670,37 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
11.8.1. Неоднократного нарушения Поставщиком обязательств по Контракту;
11.8.2. Существенного нарушения требований к качеству поставленного товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Шероновой И.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку реагентов для иммунохимического и коагулометрического анализаторов (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
Пунктом 5.1.1 Контракта предусмотрено, что сроки поставки отдельных партий и их объем определяются заявкой Заказчика. Заявка направляется Поставщику уполномоченным лицом Заказчика, с указанием даты и/или срока поставки Товара, вида и количества необходимого к поставке Товара посредством почтовой и/или факсимильной и/или электронной и/или иных видов связи.
11.07.2023 на адрес электронный почты, указанный Участником в Контракте для связи, Заказчиком была направлена заявка на поставку N 1100 на общую сумму 614 096,36 рублей. Срок доставки партии Товара по заявке - не позднее 13.07.2023.
Поставка по заявке N 1100 от 11.07.2023 не была произведена Участником, о чем составлен акт о нарушении сроков поставки от 14.07.2023.
14.07.2023 Заказчиком была направлена повторная заявка N 1148 на адрес электронной почты, указанный Участником в Контракте для связи, на общую сумму 614 096,36 рублей, с указанием срока доставки партии Товара - не позднее 17.07.2023.
Поставка по заявке N 1148 от 14.07.2023 также не была произведена Участником, о чем составлен акт о нарушении сроков поставки от 18.07.2023.
Таким образом, Участник допустил неоднократное нарушение сроков поставки Товара.
В связи с вышеизложенным, на основании п.п. 1. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.8, 11.8.1. Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.07.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
03.08.2023 Участник передал Заказчику Товар по заявке N 1100 от 11.07.2023. Ходе приемки данного Товара Заказчиком были выявлены нарушения условий Контракта, выраженные в недостатках качественных характеристик Товара, нарушения целостности упаковки, а также в количестве несоответствующем заявке Заказчика (рекламационный акт N 1286 от 04.08.2023).
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Шероновой И.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что с Решением Заказчика не согласен, считает его необоснованным по следующим основаниям:
11.07.2023 за исх. N 1100 от Заказчика в адрес Участника поступила заявка на поставку Товара, а именно по одному набору каждой позиции из Спецификации к Контракту. В ответ Заказчику было направлено гарантийное письмо N 206 от 11.07.2023. 14.07.2023 за исх. N 1148 от Заказчика поступила аналогичная заявка со сроком поставки до 17.07.2023.
19.07.2023 в адрес Участника поступила претензия N 1167, в которой Заказчик указал на просрочку исполнения обязательств по Контракту и требовал исполнить заявки в срок до 24.07.2023.
24.07.2023 Участник направил Заказчику уведомление о задержке поставки N 270. В своем письме Участник сообщил Заказчику, что в настоящее время крупные международные перевозчики приостановили работу на территории Российской Федерации, бойкотировано авиасообщение и российские порты, интернет-торговля сильно страдает из-за ухода с российского рынка крупнейших курьерских служб, из-за санкций, ухода международных компаний и проблем с морскими контейнерными перевозками в России начался логистический кризис. В нынешних условиях многие компании разрабатывают маршруты через транзитные страны. Практически для каждой новой поставки приходится прокладывать новый маршрут. При этом, Участник гарантировал поставку данной партии Товара в срок до 04.08.2023. К данному уведомлению было приложено письмо от продавца Товара.
Однако Заказчик данное уведомление оставил без внимания и 25.07.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, указав на отсутствие поставки Товара.
01.08.2023 за исх. N 303 Заказчику было направлено уведомление о поставке Товара и 03.08.2023 была осуществлена поставка Товара на общую сумму 699 980,14 рублей.
Также 03.08.2023 письмом N 314 Участник гарантировал Заказчику допоставку Товара в срок до 10.08.2023.
04.08.2023 Заказчик разместил на Официальном сайте рекламационный акт N 1286 (далее - Акт), в котором было указано на следующие замечания:
- отсутствие индикатора температурного режима;
- нарушение целостности хладагенов.
Однако Участник с отказом Заказчика принимать Товар не согласен, так как, по мнению Участника, рекламационный акт Заказчика не несет никакой конкретной информации относительно самих действий Заказчика при приемке Товара. Заказчиком не отражены конкретные описания повреждения целостности упаковки поставленного Товара, о котором он упоминает в Акте. Также Заказчиком при вскрытии термоконтейнера не произведен замер температуры внутри данного контейнера. В связи с указанным Участник полагает, что доводы Заказчика об отсутствии индикатора температуры и повреждении хладоэлемента не свидетельствуют о том, что в термоконтейнере не сохранена надлежащая температура.
По словам представителя Участника, по состоянию на 08.08.2023 в наличии у ИП Шероновой И.А. имелся Товар в полном объеме, готовый к поставке Заказчику, о чем свидетельствуют документы о приемке Товара N 500 от 08.08.2023.
В статьях 484 и 513 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность покупателя принять товар, поставленный по договору поставки, для чего покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Согласно п. 2 ст. 513 Гражданского кодекса Российской Федерации принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
На основании п. 1 ст. 474 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи. Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.
Представитель Участника пришел к выводу, что ИП Шеронова И.А. поставила Заказчику Товар, предоставила предусмотренные Контрактом документы, а Заказчик Товар не принял и нарушил сам порядок проведения экспертизы по установлению соответствия Товара условиям Контракта и его качеству.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Шероновой И.А. в реестр недобросовестных поставщиков поскольку считает, что в действиях ИП Шероновой И.А. отсутствуют признаки недобросовестности, а напротив, ей были приняты меры для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту.
Вместе с тем на заседание Комиссии УФАС Заказчик представил письмо ООО "Эббот" исх. N 08-08-01/23 от 08.08.2023, согласно которому 03.08.2023
ИП Шеронова И.А. осуществила попытку поставки Заказчику Товара неизвестного происхождения (фальсификата), что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника при исполнении своих контрактных обязательств.
При этом Участник на заседание Комиссии УФАС не представил доказательств, подтверждающих невозможность исполнения Контракта в соответствии с его условиями.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении запроса котировок, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта, стал победителем Аукциона, однако не исполнил условия Контракта, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Шероновой Ирины Андреевны, ИНН: 723004230901, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Шероновой Ирины Андреевны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.08.23 |
09.08.23 |
07.08.23 |
0 |
07.08.23 |
14.08.23 |
11.08.23 |
0 |
16.08.23 |
16.08.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 августа 2023 г. N РНП-78-1121/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2023