Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБДОУ Детский сад N 30 Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
при участии ИП Кириченко Юлия Николаевна (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20400-ЭП/23 от 08.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку сушильной машины для ГБДОУ детский сад N 30 Курортного района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200036523000020),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку сушильной машины для ГБДОУ детский сад N 30 Курортного района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200036523000020 (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 396 003,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Кириченко Юлия Николаевна.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372200036523000020001 от 07.07.2023 на сумму 265 322,01 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку сушильной машины (далее - товар).
В соответствии с условиями контракта Участник обязан осуществить поставку товара в течение 10 рабочих дней с момента заключения Контракта, то есть до 21.07.2023.
19.07.2023 на адрес электронной почты исполнителя было направлено уведомление об окончании срока поставки товара. 21.07.2023 было направлено повторное уведомление о начислении пени.
25.07.2023 на адрес электронной почты заказчика поступило письмо, исх. N 01-250723 от 25.07.2023, в котором исполнитель сообщает о непредвиденных обстоятельствах на заводе-изготовителе ООО "Профиль Трейд", г. Пенза, вызванных дефицитом комплектующих. Поставка сушильной машины ожидается после 14.08.2023, что противоречит условиям Контракта.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.08.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
По вине завода-изготовителя, в связи с задержкой в производстве и отгрузкой продукции, произошла незначительная задержка в поставке товара, о чем Заказчик был уведомлен.
Так, 19.07.2023 от Заказчика поступило Письмо N218 от 19.07.2023 с требованием сообщить сроки поставки сушильной машины. 21.07.2023 от Заказчика поступило Письмо N223 от 21.07.2023 о начислении пени за просрочку поставки, а требованием сообщить сроки поставки сушильной машины. При этом ни в одном из писем новый срок поставки Заказчиком не устанавливался, таким образом имела место просрочка обязательств от первого срока поставки 21.07.2023.
25.07.2023 в адрес Заказчика направлено Гарантийное письмо N01-250723 от 25.07.2023 с пояснениями о причинах задержки и сроках поставки, с приложением письма от завода-производителя. Поставщик гарантировал осуществить поставку незамедлительно после готовности товара на заводе-производителе 14.08.2023.
27.07.2023 Заказчик разместил в ЕИС Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 07.07.2023 N0372200036523000020001 (N231 от 27.07.2023).
01.08.2023 Заказчик был уведомлен Поставщиком по телефону 8-812-433-81-77 о том, что поставка товара будет осуществлена 04.08.2023.
01.08.2023, в связи с полученной от Бирюковой Е.А. информацией о том, что занос будет осуществляться через оконный проем, по электронной почте ivyshka-terioki@mail.ru Заказчику направлен запрос данных по оконному проему для заноса товара. Данные предоставлены не были.
03.08.2023 с сотрудником Заказчика Бирюковой Е.А. по телефону 8-921-987-24-02 обсуждены подробности заноса машины и размеры технологического проема, в который предполагается занос, а также повторно предоставлена информация о поставке товара 04.08.2023.
В соответствии с п. 1.4. Поставщик производит доставку и выгрузку Товара непосредственно на склад Заказчика по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, ул. Комсомольская д.4, литера А.
03.08.2023 товар был отгружен со склада Поставщика перевозчику ИП Зорину А.С. для перевозки по Договору-заявке N б/н от 02.08.2023.
04.08.2023 по указанному адресу товар был доставлен Заказчику, занесен через окно в помещение прачечной и размещен на указанное место эксплуатации. О чем сотрудник Заказчика Бирюкова Е.А. была уведомлена. Кроме того, с ней по телефону 8-921-987-24-02 в процессе обсуждались организационные вопросы по заносу.
Вместе с товаром сотруднику Заказчика Бирюковой Е.А. переданы оригиналы приемо-передаточных документов (счет, товарная накладная, УПД), предусмотренные Контрактом, а также эксплуатационная документация.
04.08.2023 оплачены услуги доставки, заноса и размещения Товара на месте эксплуатации (чек от 04.08.2023 на сумму 14 000,00 руб. за доставку, чек от 04.08.2023 на сумму 8 000,00 руб. за такелаж).
04.08.2023 в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пунктом 3.5. Контракта документ о приемке, в т.ч. акт сдачи-приемки товара, товарная накладная, декларация о соответствии, счет на оплату, УПД, сформированы и размещены в ЕИС.
Также 04.08.2023 в ЕИС в разделе переписка по Контракту размещено Уведомление N01-040823 от 04.08.2023 о поставке сушильной машины 1 штука и исполнении обязательств по Контракту от 07.07.2023 N 0372200036523000020 в полном объеме на дату 04.08.2023.
Таким образом, в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушение условий контракта (27.07.2023), послужившее основанием для принятия указанного решения, устранено Поставщиком в полном объеме (04.08.2023).
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Кириченко Юлии Николаевны в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что Заказчиком было отказано в приемке товара, который был поставлен Участником 04.08.2023, однако мотивированный отказ от приемки не был опубликован на сайте ЕИС. Участник данный документ не получал. Таким образом, Заказчик не дал права Участнику на исправление замечаний, указанных в мотивированном отказе от приемки от 08.08.2023.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Кириченко Юлия Николаевна (ИНН: 232202854620) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 августа 2023 г. N РНП-78-1126/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2023