Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Заказчик):
ООО "Вела Рус" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20398-ЭП/23 от 08.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку контейнеров для сбора, накопления и хранения компактных ламп и батареек (извещение N 0172200001623000019),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку контейнеров для сбора, накопления и хранения компактных ламп и батареек (извещение N 0172200001623000019) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 571 192,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Вела Рус".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Вела Рус" заключен государственный контракт N 084-23 от 28.04.2023 на сумму 946 198,66 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В силу п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 10.3 Контракта установлено, что расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны государственного контракта от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.07.2023 ООО "Вела Рус" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
В соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему ООО "Вела Рус" обязалось осуществить поставку реагентов для иммунохимического и коагулометрического анализаторов (далее - Товар) в срок, с даты заключения Контракта по 31.05.2023 (п. 3.2 Контракта).
Согласно п. 6.2 Контракта доставка товара осуществляется по адресу: 198323, Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, д. 116, корп. 3, тел./факс: 325-32-61, 325-32-62.
Пунктом 6.1 Контракта установлено, что поставщик не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до дня предполагаемой даты поставки товара направляет в адрес Государственного заказчика уведомление посредством электронного сообщения по адресам, указанным в государственном контракте, с получением его подтверждения, в котором указывает день доставки, предполагаемый временной период доставки и данные уполномоченного представителя, направленного для участия в приемке товара.
12.05.2023 в соответствии с п. 6.1 Контракта Участник по адресам электронной почты Заказчика (smirnov.na@kpoos.gov.spb.ru, krasovskava@kpoos.gov.spb.ru) с обратной копией письма на адрес электронной почты ООО "Вела Рус" (premier@tender-rf.ru) направил уведомление о планируемом времени и дате поставки Товара, а именно: 15.05.2023 в 9-00 часов (далее - Уведомление).
15.05.2023, т.е. в установленный Контрактом срок, в адрес Заказчика водителем Мельниковым Сергеем Михайловичем (телефон +7 (931) 008-58-67, транспортное средство Мерседес Атего 1222, государственный регистрационный знак С 305 АТ 178), данные которого были указаны в Уведомлении, осуществлена доставка Товара в полном объеме к 9-00 часам утра. В тот же день без проведения процедуры приемки и вызова представителя Поставщика вся партия Товара была без указания мотивов возвращена Заказчиком в адрес ООО "Вела Рус".
Вместе с тем п. 7.1 Контракта установлено императивное правило: "По факту обнаружения в ходе приемки некачественного или некомплектного товара составляется рекламационный акт, который подписывают представители Государственного заказчика и Поставщика и в котором указываются выявленные недостатки товара. Требование о замене либо о доукомплектовании товара должно быть направлено Государственным заказчиком в адрес Поставщика не позднее 2 (двух) дней со дня подписания рекламационного акта".
По состоянию на последний день действия Контракта указанный рекламационный акт Заказчиком в адрес Участника не направлялся (в разделе претензионной переписки в ЕИС, являющейся единственным узаконенным средством переписки, указанный документ отсутствует, под подпись представителю ООО "Вела Рус" он также не вручался), хотя Участник неоднократно в ЕИС подтверждал готовность поставить указанный Товар. В результате какие-либо модификации и переделки Товара, который в изготовленном виде находится на складе ООО "Вела Рус", в период срока действия Контракта (1 рабочий день), а также последующее оформление банковской гарантии по обеспечению гарантийных обязательств, предусмотренных Контрактом, уже не представлялось возможным в силу объективных причин.
Учитывая изложенное, ООО "Вела Рус" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, в своем Решении Участник сообщил, что учитывая готовность продукта, требуемого к поставке (наличие Товара на складе ООО "Вела Рус", которое в том числе подтверждается объективными средствами видеофиксации), ООО "Вела Рус" не возражает против поставки указанного объема Товара за пределами срока действия Контракта по отдельному договору, в том числе через электронный магазин закупок малого объема, с ценой за единицу по имеющейся в расторгаемом Контракте цене, что позволит осуществить значительную экономию средств в рамках соответствующей программы города.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.07.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 08.08.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с Решением Участника ввиду следующего:
Согласно п.п. 5.1.1, 5.1.5 Контракта Поставщик обязан передать Государственному заказчику товар в порядке и на условиях контракта; одновременно с товаром передать принадлежности товара, а также относящиеся к нему документы, указанные в п. 9.3. Технического задания.
Пунктом 3.2 Контракта предусмотрен срок поставки Товара - не позднее 31.05.2023.
Вместе с тем, по словам представителя Заказчика, в установленный срок Товар Участником поставлен не был. Требования Заказчика, изложенные в письмах от 29.05.2023 N 02-2610/23-0-0 и от 10.07.2023 N 01-8482/23-0-2 о необходимости поставки Товара, не выполнены.
В соответствии с п. 6.4 Контракта Поставщик в день передачи товара формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приёмке.
По состоянию на 14.08.2023 документы об исполнении Контракта на Официальном сайте не размещены.
28.07.2023 Участник, ссылаясь на немотивированный возврат Заказчиком всей партии Товара, разместил на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
а) неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
б) неоднократной невыборки товаров.
Указанное в Решении обстоятельство, согласно действующему законодательству, не является основанием для одностороннего отказа поставщика от исполнения Контракта.
В соответствии с п.п. 3 и 4 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Заказчик считает, что, не исполнив обязанность по поставке Товара, Участник злоупотребил правом, приняв решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Вместе с тем Комиссия УФАС принимает во внимание тот, факт, что учредителем ООО "Вела Рус" является Общероссийская общественная организация "Российский спортивный союз инвалидов", созданная в 2006 году Всероссийским обществом инвалидов. Вся прибыль от деятельности ООО "Вела Рус" направляется на поддержку и реабилитацию инвалидов Специальной военной операции на территории новых субъектов Российской Федерации. Всего ООО "Вела Рус" успешно исполняет либо исполнило 495 государственных и муниципальных контрактов строго в рамках Закона о контрактной системе за 2022-2023 годы. Сведения об ООО "Вела Рус" в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Вела Рус" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Вела Рус" (ИНН: 5260322802), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 августа 2023 г. N РНП-78-1124/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2023