Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Дирекция по управлению объектами административного назначения" (далее - Заказчик);
ИП Аванесова Романа Георгиевича (далее - Участник, Подрядчик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20486-ЭП/23 от 09.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по разработке и изготовлению планов эвакуации (извещение N 0372200007123000014),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке и изготовлению планов эвакуации (извещение N 0372200007123000014) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 028 500,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Аванесов Роман Георгиевич.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 03722000071230000140001 от 20.06.2023 на сумму 318 030,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался выполнить работы по разработке и изготовлению планов эвакуации (далее - работы).
Согласно п. п. 1.1, 1.2, 4.2 Контракта Подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) (далее - ТЗ), расчетом цены контракта (Приложение N 2 к Контракту), определяющими объем и содержание работ, и иными обязательными требованиям к их качеству и безопасности, предусмотренными для работ данного рода действующим законодательством Российской Федерации, а также условиями Контракта в течение 45 (сорока пяти) дней с даты заключения Контракта.
Срок выполнения работ включает в себя выполнение макетирования планов эвакуации (далее - макеты) и согласование их макетов с Заказчиком в порядке, определенном п. 1.6 ТЗ.
Так, согласно пп. 2 п. 1.6 ТЗ Подрядчик в течение 7 (семи) рабочих дней с даты получения от Заказчика информации (документов), указанных в пп. 1 п. 1.6 ТЗ, осуществляет подготовку макетов и направляет их на электронном носителе в векторном формате PDF/DWG либо на бумажном носителе форматом не менее А4, в цветном виде для согласования лицу, ответственному за исполнение контракта со стороны Заказчика.
Заказчик исполнил предусмотренное пп. 1 п. 1.6 ТЗ обязательство 23.06.2023, в связи с чем Подрядчик должен был представить макеты на согласование не позднее 04.07.2023.
В связи с непредоставлением Подрядчиком макетов в установленный контрактом срок Заказчик направил в адрес Подрядчика претензионное письмо от 06.07.2023 N 1003/23-0-0 со сроком для исполнения обязательств до 12.07.2023 (включительно).
Ввиду того, что по состоянию на 12.07.2023 макеты Заказчиком получены не в полном объеме, Подрядчику направлено повторно претензионное письмо от 14.07.2023 N 1043/23-0-0 с требованием исполнить пп 2. П.1.6 Технического задания в срок до 21.07.2023 надлежащим образом и в полном объеме.
По состоянию на 21.07.2023 Подрядчик предоставил Заказчику 112 макетов из 250, указанных в контракте, то есть макеты предоставлены не в полном объеме, кроме того, представленные макеты не соответствуют условиям Контракта.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.08.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Исх. N1 от 20.06.2023 Подрядчиком направлен запрос информации, а также назначен Шумов Д.В. для проведения обследования и согласования макетов, однако последним были нарушены сроки (по семейным обстоятельствам), Подрядчик получил претензионное письмо с требованием оплаты неустойки.
Исх.N2 от 06.07.2023 для взаимодействия был назначен Дюжев С.Г., а также незамедлительно был уплачен штраф в размере 1000 руб.
Исх.N3 от 11.07.2023 Дюжев С.Г. направил служебную записку и макеты планов эвакуации в количестве 250 шт.
Ввиду того, что макеты Заказчиком получены не в полном объеме, Подрядчику направлено повторно претензионное письмо от 14.07.2023 N 1043/23-0-0 с требованием исполнить пп 2. П.1.6 Технического задания в срок до 21.07.2023 надлежащим образом и в полном объеме.
26.07.2023 Подрядчику направлено уведомление о принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду того, что Заказчик не получил 250 шт. макетов.
Подрядчиком направленно письмо с просьбой отмены решения об одностороннем отказе Исх.N4 от 30.07.2023. Было также сообщено, что работы будут завершены в полном объеме и в срок; Подрядчик гарантирует изготовление и поставку планов эвакуации ФЭС в полном объеме не позднее 22.08.2023.
Ввиду того, что по состоянию на 30.07.2023 выполнены следующие работы:
A) Изготовление алюминиевых рамок 250 шт.
Б) Изготовление пластика ПВХ ФЭС 250 шт.
B) Изготовление макетов сводных планов эвакуации 12 шт.
Г) Изготовление макетов планов эвакуации 250 шт.
Д) Инструкция к плану эвакуации действия ответственных лиц по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре и ЧС.
Таким образом, работы выполнены более чем на 80%, что позволяет с уверенностью заявить о возможности исполнить Контракт в полном объёме и в срок. В соответствии с условиями Контракта в течение 45 (сорока пяти) дней с даты заключения контракта с 20.06.2023 по 22.08.2023.
По состоянию на 21.07.2023 Подрядчик поэтапно предоставил Заказчику макеты планов эвакуации, по которым проведена объёмная работа с подробной проработкой БТИ, экспликации, проведенного обследования, со специалистами и работниками Подрядчика в тесном взаимодействии и уточнениями у Заказчика необходимой информации.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Аванесов Роман Георгиевич в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что в рамках госзакупок Поставщиком было исполнено 120 контрактов, начиная с 2019 года. Вместе с тем, сведения о внесении ИП Аванесова Романа Георгиевича в реестр недобросовестных поставщиков ранее в контрольный орган не направлялись. Несмотря на наличие нарушений при исполнении Контракта со стороны Подрядчика, Комиссия УФАС установила, что умысла на неисполнение условий Контракта со стороны Подрядчика не было.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Аванесов Роман Георгиевич (ИНН: 770800356137) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 августа 2023 г. N РНП-78-1128/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023