Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик);
ООО "Амтек" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20474-ЭП/23 от 09.08.2023) на действия СПБ ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по созданию городской автостоянки по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, участок 69, этап 2.2 в части установки АПС (извещение N 0872200000223000090) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 01.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0872200000223000090. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 254 575,15 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении извещению.
Заказчиком указаны, в том числе следующе требования к составу заявки:
2.1. |
Конкретные характеристики предлагаемого участником закупки парковочного оборудования, соответствующие показателям, установленным в Приложении N1 к описанию объекта закупки, товарный знак (при наличии у парковочного оборудования товарного знака) Для представления сведений о товаре участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках парковочного оборудования" (приложение N 1 к "Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению"). Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст. |
Включается в заявку на участие в закупке |
2.2. |
Наименование страны происхождения парковочного оборудования в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира. Заявка также может содержать иные информацию и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки парковочного оборудования. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки |
Включается в заявку на участие в закупке |
Согласно пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что товары и все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
В своей жалобе Заявитель ссылается на часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, которая отсутствует в действующей редакции названного закона. Указанная Заявителем норма утратила силу еще 01.01.2022.
По мнению Заявителя диагональ дисплея 17 дюймов является не соответствующей Техническому заданию и ограничивающей, так как в Техническом задании нет требований по отображаемой дисплеем информации, для которой требуется такая диагональ. Большинство терминалов оплаты на рынке имеют диагональ от 12 дюймов.
Во-первых, Заказчик вправе устанавливать требуемые Заказчику характеристики товара и при определении условий контракта, в том числе технического задания к контракту обязан руководствоваться исключительно собственными потребностями в поставке товара. Собственная потребность в поставке оборудования АПС с характеристиками, указанными в Техническом задании обусловлена в первую очередь опытом эксплуатации оборудования АПС на городских автостоянках Санкт-Петербурга. Заказчик обеспечивает функционирование городских автостоянок в разных районах Санкт-Петербурга на протяжении 8,5 лет. В ходе эксплуатации оборудования АПС Заказчиком выявлены достоинства и недостатки того или иного оборудования, основанные в том числе на поступающих в адрес Правительства Санкт-Петербурга и Заказчика жалоб.
Экран автоматической кассы оплаты с диагональю 17 дюймов позволяет разместить и вывести большее количество информации. Также позволяет создать более комфортный интерфейс при доработке интерфейса программного обеспечения. На большем экране можно отображать меню управления в виде больших кнопок оплаты, что комфортно для пользователей городской автостоянки, в том числе для пользователей городской автостоянки с ограниченными возможностями. С дисплеем такого размера у пользователей городской автостоянки не возникают сложности при работе с меню парковочного оборудования.
Во-вторых, необходимо отметить, что рынок производства парковочного оборудования быстро развивается, особенно в условиях меняющейся экономической обстановки и санкций. ООО "Амтек" не является экспертом, знающим все существующие на рынке терминалы оплаты, поэтому вывод Заявителя о том, что большинство терминалов оплаты на рынке имеют диагональ от 12 дюймов, не может являться надлежащим доказательством. Не говоря уже о том, что Заявитель не имеет соответствующей компетенции оценивать какой размер дисплея достаточный или избыточный для оборудования АПС, планируемого к установке на городской автостоянке.
Размер информационного экрана 21 дюйм является оптимальным который позволяет отображать видео инструкцию по пользованию парковочным оборудованием на городской автостоянке в доступном и читабельном виде, отображать информацию о правилах оплаты и (или) контактных данных Заказчика. При неработоспособности оборудования или изменениях в правилах пользования городскими автостоянками и (или) тарифах, на городских автостоянках необходимо оперативно вывести обновленную информацию на экран. Экран не требует какой-либо дополнительной настройки, он функциональный и удобный в эксплуатации, поскольку при оперативном внесении изменений и (или) в случае необходимости оперативно донести информацию до пользователей городской автостоянки, не требуется распечатывать такие изменения и (или) новую информацию на бумажных носителяхи расклеивать на территории городской автостоянки (особенно в условиях плохой погоды). Большая размерность экрана также важна для лучшего восприятия информации пользователями городской автостоянки.
ООО "Амтек" не имеет соответствующей компетенции оценивать какой размер информационного экрана достаточный или избыточный для оборудования АПС, планируемого к установке на городской автостоянке.
Заявитель пытается ввести в заблуждение антимонопольный орган. Информационные экраны на городской автостоянке не предназначены для трансляции рекламы. Требование Заказчика о том, что парковочное оборудование не должно содержать рекламных надписей установлено с целью соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и антимонопольного законодательства Российской Федерации.
ООО "Амтек" обжалует также установление Заказчиком для товарной позиции Стойка въезда, характеристика "Модуль (механизм) выдачи карт, ридер" показателя, для которого установлены требования к конкретному значению показателя, которые выражены в виде показателя, значение которого не может изменяться HID, встроенный. То есть Заказчик требует предложить данную характеристику без изменений. В Техническом задании не прописана интеграция с картами HID и назначение такой интеграции, а также на каком основании Заказчик, применяя к закупке нормы статьи 14 Закона о контрактной системе, а также Постановления N 878 требует к поставке оборудование с интеграцией ридера американской компании.
Во-первых, в пункте 8 Порядка функционирования парковочного оборудования для городской автостоянки (Приложении N 2 к Техническому заданию Проекта контракта) установлено, что все указанные в приложениях к Техническому заданию торговые марки читаются со словом и (или) эквивалент. Эквивалентность определяется идентичностью технических характеристик, размером и потребительскими свойствами изделия.
Во-вторых, как было указано выше, Заказчик вправе устанавливать требуемые Заказчику характеристики товара и при определении условий контракта, в том числе технического задания к контракту обязан руководствоваться исключительно собственными потребностями в поставке товара. Стойка въезда должна работать в составе с механизмом выдачи парковочных карт. Практика эксплуатации Заказчиком на городских автостоянках в разных районах Санкт-Петербурга механизмов выдачи парковочных карт показывает, что такой механизм намного надежнее и удобнее в использовании на городских автостоянках, где есть постоянные пользователи, которым необходимо записывать ежемесячный абонемент. Кроме того, использование парковочных карт на городских автостоянках не требует дополнительных затрат из бюджета Санкт-Петербурга на приобретение расходных материалов (термобумаги). Парковочные карты, в отличие от чека, распечатанного на бумаге, значительно устойчивеек воздействиям окружающей среды, с карты не сотрется записанная на нее информация, а также QR-код.
В-третьих, Заказчик в описании объекта закупки не устанавливал конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов. Ни в одном документе, опубликованном Заказчиком в рамках организации и проведения закупки, нет указаний на конкретную страну происхождения товара, а установлено только требование к заявке на указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В реализацию положений указанной части принято Постановление N 878, перечень которого включает в себя в том числе код ОКПД 2 27.90.70.000. Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подана 1 (или более) удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Таким образом, в случае, если условиями контракта предусмотрена поставка радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, являющийся приложением к Постановлению N 878, применяются положения указанного Постановления N 878.
В дополнение к вышеизложенному хотелось бы отметить, что об отсутствии ограничения конкуренции со стороны Заказчика также очевидно свидетельствует тот факт, что для участия в аукционе было подано 4 заявки, 2 из которых были допущены. Соответственно цена контракта, планируемого к заключению, сформирована в ходе конкурентной борьбы.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, итоги процедуры Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Амтек" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 августа 2023 г. N 44-3379/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023