Резолютивная часть оглашена
11.08.2023 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), жалобу ИП Коваленко Михаила Сергеевича (далее - Участник) на действия Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме по объекту закупки: Благоустройство территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара в границах улиц: Ново-Вокзальная, Московское шоссе, Аминева, Ново-Садовая (извещение N0342300000123001022, начальная (максимальная) цена контракта - 9 999 872, 40 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ИП Коваленко М.С. на положения извещения о проведении электронного аукциона, содержащие следующие доводы:
Из доводов жалобы ИП Коваленко М.С. следует:
1. Заказчик не устанавливает пояснения к предъявляемой информации в составе заявки по детализирующему показателю, а ссылается на документ МДС 12-12.2006.
2. Заказчиком не предусмотрены условия о том, что участники закупки, являющиеся иностранными лицами, предоставляют обеспечение заявки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 N 579.
3. Заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на основании, утратившей силу редакции Закона о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку в отношении действий Заказчика, выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, предоставили письменные пояснения на жалобы, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о закупке, и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу:
По первому доводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта Закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (по необходимости). В описание объекта Закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта Закупки указания на товарный при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент", либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии осуществления Закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик объекта Закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в Закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества Участников Закупки.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе составлен Заказчиком в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 (далее - Постановление РФ N2604). Возможность применения показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" также установлены Постановлением РФ N2604.
В соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в качестве предложения участник Закупки должен предоставить предложение о качественных характеристиках объекта Закупки, выраженном в детализирующем показателе, который должен содержать составляющие, отраженные в МДС 12-29.2006 с учетом требований нормативно-технической документации и описания объекта Закупки по всем видам выполняемых работ.
Так согласно МДС 12-29.2006 должно быть представлено предложение:
- об организации и технологии выполнения работ;
- требованиях к качеству работ;
- потребности в материально-технических ресурсах;
- технике безопасности и охране труда;
- технико-экономических показателях выполнения работ.
При этом участник закупки делает свое предложение исходя из своих организационных возможностей. Полнота предоставленных сведений позволяет Заказчику сделать вывод о:
- материально-техническом обеспечении участника закупки, включая применяемую строительную технику;
- подготовке и уровне квалификации инженерно-технического персонала,
обеспечивающего планирование работ на объекте, а также их качественном и безопасном выполнении;
- методах промежуточного, операционного контроля, используемых в организации для контроля качества выполняемых работ;
- времени исполнения работ, согласно сведениям, предоставленных участником закупки.
Для оценки предложений участников применен показатель оценки "качественные характеристики объекта закупки" с детализирующем показателем "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки". Для оценки заявок участников используется шкала оценки показателей, представленная в приложении N2 к Порядку. В приложении N3 к Порядку представлено описание требований к предложению участников закупки с детализацией получаемых баллов в зависимости от полноты предоставляемых сведений.
Извещением установлено, что Участник Закупки предоставляет предложение о детализирующем показателе, который должен содержать составляющие, отраженные в МДС 12-29.2006 с учетом требований нормативно-технической документации и описания объекта Закупки по всем видам выполняемых работ. При этом Заказчиком дана детализация баллов в зависимости от полноты предоставляемых сведений.
Исходя из вышесказанного, довод признается необоснованным.
По второму доводу.
В силу пункта 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Часть 1 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает, что при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
В соответствии с частью 18 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 N579 установлены особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами.
Пункт 1 Правительства РФ от 10.04.2023 N579 устанавливает, что если при проведении Закупки, участники, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, вправе предоставить обеспечение заявок в виде денежных средств с учетом следующих особенностей:
а) денежные средства вносятся участниками закупки на счет, указанный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
б) заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов;
в) участник Закупки признается непредоставившим обеспечение заявки на участие в закупке в случае непоступления денежных средств, информация и документы о внесении которых в качестве обеспечения заявки представлены в заявке на участие в закупке, до даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения открытого конкурса в электронной форме), даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в случае проведения открытого аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме) на счет, предусмотренный подпунктом "а" настоящего пункта. При этом заявка на участие в закупке, поданная таким участником закупки, отклоняется в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
г) заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Возврат таких денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Извещение открытого конкурса в электронной форме (извещение N0342300000123001022) содержит указание:
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии. Обеспечение заявки осуществляется в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе.
Кроме того, информационная карта рассматриваемой закупочной процедуры содержит следующую информацию:
Обеспечение заявки:
Требуется обеспечение заявки
Размер обеспечения заявки |
99998.72 Российский рубль |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии |
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии. Обеспечение заявки осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках. |
Реквизиты счета в соответствии с п.16 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ |
"Номер расчётного счёта": 03232643367013354200 "Номер лицевого счёта": 842010015 "БИК": 013601205 "Наименование кредитной организации: "ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА БАНКА РОССИИ//УФК по Самарской области г. Самара "Номер корреспондентского счета": 40102810545370000036 |
Внесение денежных средств осуществляется участником в соответствии со статьей 44 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, извещение закупки содержит положения статьи 44 Закона о контрактной системе, в части 18 отсылающие к положениям Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 N579.
Довод признан необоснованным.
По третьему доводу.
Согласно действующей редакции Закона о контрактной системе, подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
В Требованиях к содержанию, составу заявки Заказчик установил, что "идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц".
Данное требование, установленное Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки, не соответствует подпункту "в" пункту 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки нарушения части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы ИП Коваленко М.С. признается обоснованным.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на результаты закупки предписание о внесении изменений в извещение не выдается.
На участие в конкурсе подано 5 заявок, запросов разъяснений положений извещения не поступало.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Коваленко Михаила Сергеевича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований подпункта "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалоб уполномоченному лицу Самарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного дела по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 августа 2023 г. N 373-14909-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023