Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Маратканова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" (далее - Заказчик), при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера) (изв. N 0356200005123000395),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 09.08.2023 г. в 10:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 11.08.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200005123000395, Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера).
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме:
1) извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.07.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 900 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 04.08.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчик нарушает конкуренцию путем установки в приложении к извещению характеристик товара, которым соответствует исключительно продукция производителя производства "Б.Браун Медикал" (Франция).
В частности, Заявитель обращает внимание на то, что совокупность всех требований позиции N1 "Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера Код КТРУ 32.50.13.190-00007342" и позиции N2 "Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера Код КТРУ 32.50.13.190-00007342" Технического задания соответствует товар единственного производителя, а именно - "Б.Браун Медикал" (Франция), что существенно ограничивает круг потенциальных участников и нарушает законодательство о закупках.
2. Также Заявитель сообщает, что при формировании закупки Заказчиком использована неверная позиция КТРУ.
Заявитель поясняет, что согласно извещению и Техническому заданию, объектом закупки является "Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера" Код КТРУ 32.50.13.190-00007342.
В соответствии со справочной информацией, размещенной в разделе "общая информация" выбранной Заказчиком позиции КТРУ 32.50.13.190-00007342, "набор для внутривенных вливаний с иглой Губера" имеет код вида медицинского изделия 247930.
Однако, указанный Заказчиком в Техническом задании товар производства "Б.Браун Медикал" (Франция), согласно регистрационному досье и выписке из Регистрационного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий Иглы "Сурекан" (Surecan) к портам (РУ N ФСЗ 2008/03188 от 13.08.2019), имеет код вида медицинского изделия 300880.
Данный код вида определяет указанный товар как "Игла для подкожных инфузий/инъекций через порт".
Заявитель поясняет, что также имеется и необходимая позиция КТРУ - 32.50.13.110-00005201 "Игла для подкожных инъекций/инфузий через порт".
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчику следовало использовать правильную позицию КТРУ 32.50.13.110-00005201 "Игла для подкожных инъекций/инфузий через порт".
3. Заявитель также акцентирует внимание на том, что Заказчиком установлены незаконное требование об указании в материалах заявки каталожного номера предоставляемого товара.
Вместе с тем, Заявитель сообщает, что каталожные номера товаров не относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам, в отношении которых в заявке на участие в электронной аукционе необходимо указывать конкретные показатели в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Следовательно, по мнению Заявителя, Заказчик, требуя от участника указания в заявке идентификационного каталожного номера, нарушает положения Закона о закупках.
1. Заказчик с первым доводом жалобы не согласен, о чем сообщил в предоставленных письменных пояснениях.
2. Относительно второго довода данной жалобы, Заказчик сообщает, что при установлении позиции КТРУ Заказчик исходил из описания вида медицинского изделия, содержащего соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия, которые наиболее полно отражают потребность заказчика.
Заказчик также поясняет, что указанный Заявителем код вида медицинского изделия 300880, о котором в материалах жалобы сообщает Заявитель, не является подходящим товаром для Заказчика.
Вместе с тем, Заказчик обращает внимание на то, что наличие в реестровой записи регистрационного удостоверения N ФСЗ 2008/03188 на иглы "Сурекан" (Surecan) кода медицинского изделия 300880 не обязывает Заказчика при формировании извещения устанавливать код позиции КТРУ, соответствующий вышеуказанному коду медицинского изделия.
Кроме того, код вида медицинского изделия, указанный в извещении об осуществлении закупки, не является функциональной, технической или качественной характеристикой товара.
3. Заказчик в отношении третьего довода рассматриваемой жалобы сообщает следующее.
Непосредственный участник обязан указать наименование товара, каталожный номер/артикул предложенного изделия для идентификации товара с целью предотвращения предоставления недостоверных сведений о товаре.
Иглы "Сурекан" (Surecan) РУ ФСЗ 2008/03188 от 13.08.2019 имеют 7 вариантов исполнения, согласно каталогу каждый из которых включает более 9 разновидностей игл.
Заказчик поясняет, что в случае неверного определения поставщиком каталожного номера, может возникнуть сложность с поставкой товара, что повлечёт несвоевременное проведение необходимых медицинских мероприятий.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Характеристики необходимого к поставке товара указаны в Техническом задании.
Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик также предоставил в адрес Комиссии 3 коммерческих предложения.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что во всех вышеуказанных коммерческих предложениях представлены исключительно иглы Сурекан Сэйфти 2 (Surecan Safety 2).
10.08.2023 Комиссией были направлены запросы в адрес ООО "Альфамедэкс" являющимся официальным дистрибьютором "Медерн Неотех Ко Лтд" на территории Российской Федерации, в адрес ООО "Сиквелтрейд", также являющимся официальным дистрибьютором "Медерн Неотех Ко Лтд" на территории Российской Федерации и в адрес ООО "Джимедис", являющимся официальным дистрибьютором "Бард Эксесс Системе, Инк" на территории Российской Федерации с целью установить соответствие производимого вышеперечисленными организациями товара требованиям извещения и приложений к нему.
ООО "Альфамедэкс" в предоставленном ответе сообщает, что производимый данной организацией товар не соответствует требованиям Технического задания.
ООО "Сиквелтрейд" и ООО "Джимедис" в срок до принятия решения по рассматриваемой жалобе ответ на вышеуказанный запрос не предоставило.
Кроме того, 10.08.2023 Комиссией были направлены запросы в Министерство Здравоохранения Пермского края и в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера) с просьбой дат ответ на следующие вопросы:
- является ли игла Сурекан Сэйфти 2 (Surecan Safety 2) уникальной по своим функциональным, техническим характеристикам?
- имеются ли аналоги вышеуказанного товара, доступные для приобретения на территории Российской Федерации, не уступающие данному товару по своим функциональным и техническим характеристикам?
Комиссия обращает внимание на то, что из материалов ответа, предоставленного ФГБОУ ВО ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера, нельзя однозначно сделать вывод об уникальности функциональных, технических характеристик вышеуказанного товара, а также об отсутствии товаров с аналогичными характеристиками.
Министерство Здравоохранения Пермского края в срок до принятия решения по рассматриваемой жалобе ответ на вышеуказанный запрос не предоставило.
Комиссия также поясняет, что Заказчик информацию об иных производителей, товар которых является аналогичным по функциональным, техническим характеристикам товару "игла Сурекан Сэйфти 2 (Surecan Safety 2) не предоставил.
Более того, в материалах предоставленного возражения на жалобу, Заказчик не отрицает отсутствие на рынке аналогичных товаров.
На основании указанного, поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования, ПП РФ N 145).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с абз. 1 пп. "д" п. 10 ПП РФ N 145, в позицию КТРУ каталога включается следующая информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Согласно абз. 1 п. 7 ПП РФ N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, объектом закупки является Поставка изделий медицинского назначения (Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера) с кодом позиции КТРУ 32.50.13.190-00007342.
Комиссия обращает внимание на то, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе и выбор кода позиции КТРУ.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств обратного в материалы жалобы не представлено.
3. Относительно третьего довода жалобы, Комиссия поясняет следующее.
В примечании номер 1 к Техническому заданию указано следующее "в заявке указаны в обязательном порядке: торговое наименование, идентификационный каталожный номер, страна происхождения товара - в соответствии с классификатором стран мира (ОКСМ)".
Как было указано в пояснениях, предоставленных Заказчиком, иглы "Сурекан" (Surecan) РУ ФСЗ 2008/03188 от 13.08.2019 имеют 7 вариантов исполнения, согласно каталогу каждый из которых включает более 9 разновидностей игл.
Однако, Комиссия отмечает, что законодательством о закупках не предусмотрено требование указания в материалах предоставляемых заявок идентификационного каталожного номера требуемого к поставке товара.
Указание требование Заказчика приводит к ограничению круга потенциальных участников данной закупки, поскольку требует указать в описании предлагаемого к поставке товара каталожного номера конкретного производителя игл "Сурекан" (Surecan).
Также Комиссия сообщает, что Закон о закупках не обязывает участников закупки на момент подачи заявки на участие в закупке иметь в наличии предлагаемый к поставке товар, следовательно, в данном случае участники ограничены в возможности предоставления информации о таком каталожном номере.
Кроме того, в процессе рассмотрения данной жалобы, Комиссией уже установлено, что в связи с недоказанностью наличия как минимум двух товаров различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании вышеуказанного, Комиссия, ввиду наличия в материалах извещения требования, не предусмотренного законодательством о закупках, делает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Маратканова А.А. на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера) (изв. N 0356200005123000395) обоснованной в части первого и третьего довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 августа 2023 г. N 11505/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2023