Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Попова М.И. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку изделия медицинского назначения (Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых) (изв. N 0156200009923000792),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 10.08.2023 г. в 11:30.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15:00 ч. 15.08.2023 г. с целью принятия решения.
После перерыва рассмотрение жалобы состоялось в присутствии Попова М.И., представителя ИП Попова М.И. - Афтахова А.А. (на основании доверенности), представителей ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" - Симаковой Е.Н., Секерской А.В. (на основании доверенностей).
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000792 Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку изделия медицинского назначения (Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.08.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 13 880 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 09.08.2023 г.
1. Заявитель полагает, что в Техническом задании установлены избыточные и необоснованные характеристики к аппарату искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых, что приводит к ограничению круга потенциальных участников закупки.
2. Заявитель считает, что в Техническом задании установлено избыточное требование к году выпуска товара.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны на основании представленных письменных пояснений.
1. В отношении довода об избыточных и необоснованных характеристиках к аппарату искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых, Заказчик пояснил следующее.
При формировании описания объекта закупки Заказчик предварительно произвел анализ рынка, исходя из имеющихся потребностей, и установил такие характеристики объекта закупки, которым соответствует товар не менее двух производителей, а именно:
- аппарат искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-U, Maquet Critical Care AB, Швеция (РУ N РЗН 2016/4956 от 05.12.2016 г.),
- аппарат искусственной вентиляции легких Chirolog SV, с принадлежностями: Вариант исполнения: Basic, производства "Хирана а.с." Словацкая Республика (РУ N ФСЗ 2012/12397 от 16.12.2018).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В соответствии с извещением описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание".
Согласно Техническому заданию к поставке требуется аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых.
В п. 2 Технического задания установлены сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара.
Заказчик в адрес Комиссии представил сравнительную таблицу в отношении аппарата искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-U, Maquet Critical Care AB, Швеция (РУ N РЗН 2016/4956 от 05.12.2016 г.) и аппарата искусственной вентиляции легких Chirolog SV, с принадлежностями, варианты исполнения: Basic с модулем, CHIRANA, a.s., Словакия (РУ N ФСЗ 2012/12397 от16.02.2018 ), которые, по мнению Заказчика, подходят под характеристики, установленные в Техническом задании.
Также Заказчик направил в адрес Комиссии информационное письмо от 20.03.2023 г. от ООО "МАКЕ", в котором указано, что ООО "MAKE" является подразделением предприятия "Maquet Critical Care AB, Rontgenva
gen 2, SE-171 54 Solna, Sweden" (холдинг Getinge, ШВЕЦИЯ) на территории России, Беларуси, Казахстана и Армении. Кроме того, в письме указано, что ООО "Логине" является официальным торговым представителем ООО "МАКЕ".
В своем письме ООО "Логине" (исх. N ЛО67 от 21.05.2023 г.) сообщило Заказчику, что требованиям Технического задания соответствует аппарат искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-U, Maquet Critical Care AB, Швеция (РУ N РЗН 2016/4956 от 05.12.2016 г.).
Также Заказчик направил в адрес Комиссии письмо от ООО фирма "Соло" (исх. N 21 от 17.05.2023 г.), согласно которому требованиям Технического задания соответствует аппарат искусственной вентиляции легких Chirolog SV, с принадлежностями: Вариант исполнения: Basic, производства "Хирана а.с." Словацкая Республика.
Вместе с тем, Заявитель в адрес Комиссии также представил сравнительную таблицу и инструкции к аппарату искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-U, Maquet Critical Care AB, Швеция (РУ N РЗН 2016/4956 от 05.12.2016 г.), к аппарату искусственной вентиляции легких Chirolog SV, с принадлежностями: Вариант исполнения: Basic, производства "Хирана а.с." Словацкая Республика (РУ N ФСЗ 2012/12397 от 16.12.2018), которые, по мнению Заявителя, не подходят под характеристики, установленные в Техническом задании.
Кроме того, Заявитель представил информационное письмо от ООО "МАКЕ" (исх. N 10/08 от 15.08.2023 г.), в котором ООО "МАКЕ" сообщает о том, что ООО "Логине" не является официальным представителем ООО "МАКЕ" и письмо от 23.03.2023 г. не направляло в отношении ООО "Логине".
В целях принятия объективного решения, Комиссией были сделаны запросы в адрес:
- официального представителя на территории Российской Федерации производителя "Гамильтон Медикал АГ", Швейцарий - ООО "МАКЕ" (исх. N 8285/23 от 15.08.2023 г.);
- официальных представителей на территории Российской Федерации производителя "Хирана", Словацкая Республика - Официальное представительство CHIRANA (исх. N 8289/23 от 15.08.2023 г.); Завода CHIRANA (исх. N 8288/23 от 15.08.2023 г.); ООО Фирма "СОЛО" (исх. N 8286/23 от 15.08.2023 г.).
В ответе на запрос ООО "МАКЕ" (исх. N 13/8 от 16.08.2023 г.) указало, что информационное письмо об авторизации от 23.03.2023 г. в адрес ООО "Логине" не направлялось, кроме того, ООО "Логине" не является официальным торговым представителем ООО "МАКЕ".
В своем ответе ООО "МАКЕ" также сообщило, что характеристики аппарата искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-U, Maquet Critical Care AB, Швеция (РУ N РЗН 2016/4956 от 05.12.2016 г.) не соответствуют п. 1.26, п. 5.8, п. 5.10, п. 18.1, п. 19.1, п. 20, п. 21, п. 21.1, п. 24 Технического задания.
Запрос направлялся по адресу электронной почты: info.ru@getinge.com, ответ также получен с указанной почты. Данный адрес электронной почты указан на официальном сайте производителя: https://www.getinge.com/ru/contact/local-office/.
Фактический адрес ООО "МАКЕ": 108811, г. Москва, поселение Московский, Киевское шоссе, 22-й км., домовладение 6, строение 1. Данный адрес указан как на сайте производителя, так и в выписке из единого государственного реестра юридических лиц. Аналогичный адрес был указан и в ответах, полученных от ООО "МАКЕ".
Комиссия приходит к выводу, что ООО "МАКЕ" является официальным представителем на территории Российской Федерации производителя "Гамильтон Медикал АГ", Швейцарий.
Следовательно, у Комиссии отсутствуют основания полагать, что представленные ООО "МАКЕ" сведения не соответствуют действительности.
Также ответным письмом ООО "Соло" (исх. N А40 от 15.08.2023 г.) сообщило, что Аппарат искусственной вентиляции легких Chirolog SV, с принадлежностями: вариант исполнения: Basic в комплекте с принадлежностями: вентилятор SV, стойка вентилятора, небулайзер, шланг подвода кислорода, дыхательный контур с влагосборниками, датчик кислорода, держатель шлангов, датчик потока, увлажнитель электронный, модуль капнографии, модуль компьютерной поддержки ИВЛ соответствует характеристикам, установленным в Техническом задании.
Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупность характеристик к поставляемому товару ограничивает круг потенциальных участников закупки нашел свое подтверждение. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям Технического задания и приложениям к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. В отношении довода жалобы об избыточном требовании к году выпуска товара Заказчик пояснил следующее.
На аппарат искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-U, Maquet Critical Care AB, Швеция производитель предоставляет гарантийные обязательства в случае, если между моментом производства и моментом поставки аппарата Пользователю прошло не более полугода (18 месяцев), для соблюдении данного условия производитель предлагает к поставке оборудование не ранее марта 2022 года выпуска, в подтверждение Заказчик представил. письмо ООО "Логине" исх.N ЛС 101 от 09.08.2023 г.
Заказчик также пояснил, что официальный дилер ООО "Фирма СОЛО" указал, что между моментом производства и моментом поставки аппарата Пользователю не должно пройти более 18 месяцев, и только при соблюдении данного условия гарантия производителя сохраняется. В связи с этим предлагается к поставке оборудование не ранее марта 2022 года выпуска в подтверждение Заказчик представил письмо исх.N 38 от 09.08.2023 г.
В письменных пояснения Заказчик также указал, что дата выпуска ИВЛ важна для Заказчика и определена исходя из условий работы по гарантийным обязательствам производителей товара.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно п. 1 ст. 472 ГК РФ Законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
Согласно ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Таким образом, товар является пригодным к использованию в течение всего срок годности.
Как указано ранее, в разделе 4 Технического задания Заказчиком установлено требование к году выпуска товара - не ранее 2022 года.
Вместе с тем, Законом о закупках не предусмотрено право Заказчика устанавливать в извещении и приложении к нему требования о дате выпуска товара. При этом возможно указать минимальный срок годности закупаемого товара.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3661.
Требование к году выпуска аппарата искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых не является функциональной, качественной или технической характеристикой товаров, а также приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
Кроме того, Заказчик не подтвердил, что товар, который выпустили ранее 2022 года, не может быть новым. Заказчик также не уточнил, чем отличаются параметры оборудования 2021 и 2022 годов производства.
В своем ответе (исх. N А40 от 15.08.2023 г.) официальный представитель производителя "Хирана", Словацкая Республика указано, что согласно требованиям Global Harmonization Task Force (GHTF.SG4.(99)28, GHTF/SG5/N4:2010) производители медицинского оборудования проводят регулярный аудит программного обеспечения. Внедряемые изменения касаются улучшения визуальной составляющей интерфейса, исправления неточностей перевода на язык страны - импортера и приведения программного обеспечения в соответствие с обновляемой элементной базой. В случае аппарата Chirolog SV Basic аудит программного обеспечения произошел в феврале 2022 года.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в адрес Комиссии не представлены доказательства, что на аппарате искусственной вентиляции легких ранее 2022 года выпуска не представляется возможным обновить операционную систему.
Следовательно, в действиях Заказчика, установившего требование к году выпуска поставляемого товара, нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Попова М.И. на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку изделия медицинского назначения (Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых) (изв. N 0156200009923000792) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023