Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 11715/23) ГБУЗ ПК "КФМЦ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТТСК ВЕКТОР" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту конструктивных элементов здания главного корпуса больницы (лит. А) расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, д. 8 (изв. N 0356500005323000132).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005323000132, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту конструктивных элементов здания главного корпуса больницы (лит. А) расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, д. 8. Начальная (максимальная) цена контракта 2 329 280,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 14.08.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15.08.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
17.07.2022 г. между Заказчиком и ООО "ТТСК ВЕКТОР" (далее - Подрядчик) заключен контракт N 0356500005323000132 на выполнение работ по капитальному ремонту конструктивных элементов здания главного корпуса больницы (лит. А) расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, д. 8 на сумму 2 329 280,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 29.06.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: Выполнение работ по капитальному ремонту конструктивных элементов здания главного корпуса больницы (лит. А) расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, д. 8 (далее - работа).
1.2. Подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала выполнения работ: 20.07.2023 г. (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания выполнения работ: 18.08.2023 г.
1.6. Место выполнения работ: 618554, Пермский край, г. Соликамск, улица 20-летия Победы, дом 8.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.1.7. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
8.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.6.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.6.2. непредставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
8.6.3. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.6.4. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления подрядчика является 28.07.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 08.08.2023 г.
Информация об ООО "ТТСК ВЕКТОР" направлена в адрес Пермского УФАС России 08.08.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ГБУЗ ПК "КФМЦ" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Договором предусмотрены срок начала выполнения работ - 20 июля 2023 года, срок окончания работ - 18 августа 2023 года.
Согласно раздела 7 Технического задания (Приложение N1 к Договору) "Требования к передаче объекта и Подрядчику" Подрядчик обязан:
в течение 5 рабочих дней с момента заключения Договора (до 24 июля 2023 г. включительно) принять у Заказчика Объект с подписанием акта приема-передачи объекта в работу (Приложение N2 к Техническому заданию) -пункт 7.1 Контракта;
в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта (до 24 июля 2023 г. включительно) разработать детальный проект производства работ (ППР), в т. ч. технологические карты на выполняемые виды работ - пункт 7.2 Контракта;
выполнение работ должно осуществляться при постоянном присутствии на объекте ответственного уполномоченного должностного лица Подрядчика - пункт 7.3 Контракта;
за 1 (один) рабочий день до начала выполнения работ приказом назначить своего ответственного производителя работ, его заместителя и ответственных за соблюдением требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, охраны окружающей среды, порядка организации пропускного и внутриобъектового режимов Заказчика, составить график их работы. Копию приказа передать Заказчику - пункт 7.5 Контракта;
предоставить Заказчику список автотранспорта и работников, участвующих в исполнении Договора (пункт 7.6.);
До начала производства работ предоставить Заказчику график завоза материалов, необходимых для производства работ, оригиналы, либо заверенные копии сертификатов, удостоверяющих качество применяемых строительных материалов и изделий - пункт 7.7 Контракта.
25.07.2023 г. в связи с невыполнением Подрядчиком указанных выше условий Договора в установленные сроки, Заказчиком была выставлена претензия N51/01- 06/1417 с требованием незамедлительно приступить к исполнению положений Контракта.
По состоянию на 28.07.2023 г. Подрядчик к выполнению работ не приступил, объект с подписанием акта приема-передачи в работу не принял, обязательства, предусмотренные положениями Контракта, не исполнил.
На основании вышеуказанного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В предоставленных пояснениях Подрядчик обращает внимание на то, что в соответствии с п. 2.5 Контракта, Заказчик выплачивает аванс в размере 30,00 % от цены Контракта в течении 7 календарных дней с даты заключения Контракта.
Подрядчик направил в адрес Заказчика счет на оплату аванса 17.07.2023, однако, до момента расторжения Контракта Подрядчиком аванс так и не был получен.
Подрядчик поясняет, что им был произведен поиск субподрядчиков для исполнения положений Контракта, вместе с тем, передислокация субподрядчиков в Пермский край из Приморского края, где дислоцируется Подрядчик, не представлялась возможной без предоставления аванса Заказчиком.
Кроме того, Подрядчиком в адрес Комиссии было предоставлено письмо Подрядчика (исх. N 21 от 01.08.2023), подписанное Заказчиком, из содержания которого следует, что Заказчику были переданы предусмотренные положениями Контракта документы, в том числе:
- технологическая карта на ремонтные работы по кровле;
- проект производства работ;
- журнал производства работ;
- приказ о назначении уполномоченного представителя, осуществляющего строительство.
- приказ о назначении лиц, ответственных за контролем соблюдения работниками требований пожарной безопасности.
04.08.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 24), в котором сообщил, что оригиналы, либо заверенные копии сертификатов, удостоверяющих качество применяемых строительных материалов и изделий, будут предоставляться Заказчику по мере поступления материала, требуемого для производства предусмотренных Контрактом работ.
В подтверждение своей позиции, Подрядчик предоставил в адрес Комиссии материалы переписки с Заказчиком в полном объёме.
Вместе с тем, не смотря на то, что Заказчиком вышеуказанный контракт был получен и подписан, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта отменено не было.
В материалах переписки между Заказчиком и ООО "ТТСК ВЕКТОР", Подрядчик сообщает, что не отказывается от исполнения положений Контракта и обращает внимание Заказчика на необходимость уплаты предусмотренного Контрактом аванса.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа предоставленных пояснений, а также переписки между Заказчиком и Подрядчиком, можно сделать вывод о том, что действия Подрядчика были направлены на исполнение положений Контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ООО "ТТСК ВЕКТОР", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ТТСК ВЕКТОР" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ТТСК ВЕКТОР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 августа 2023 г. N РНП-59-262
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023