Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - Заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
Членов комиссии:
Кобякова В.А. - начальника отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Барнео";
от заказчиков - КГБУЗ "Онкологический диспансер г. Рубцовск", Фадеевой Елены Валерьевны, КГБСУ СО "Егорьевский детский психоневрологический интернат",
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края",
от ООО "Продторг" - не явились, извещены,
по обращению ООО "Барнео", поступившего из прокуратуры Алтайского края проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиков по списку (приложение N1 к решению), уполномоченного учреждения - краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края" при заключении контрактов и при проведении закупки N 0817200000323009324 "Поставка продуктов питания (фруктов) во 2 полугодии 2023 года".
Проверка начата: 03.08.2023 г., окончена 15.08.2023 г.
Место нахождение проверяемых организаций: заказчиков - по списку приложение N1 к решению, КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - г. Барнаул, Интернациональная ул., д. 122.
Место проведения контрольного мероприятия: 656050, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 03.07.2023 года по 15.08.2023 года.
УСТАНОВИЛА:
В УФАС по Алтайскому краю поступило обращение ООО "Барнео" о нарушении требований Закона о контрактной системе заказчиком, уполномоченным учреждением при заключении контрактов и при проведении закупки N 0817200000323009324 "Поставка продуктов питания (фруктов) во 2 полугодии 2023 года".
В обращении заявитель указывает, что поставщик представил недостоверные сведения относительно страны происхождения Российская Федерация в отношении следующих продуктов бананов, апельсинов, лимонов, мандарин, что повлекло неправомерное неприменение понижающего коэффициента цены контракта в 15% в соответствии с требованиями п. 1.3 Приказа Минфина.
Кроме того, некоторыми заказчиками и поставщиком при заключении и исполнении контракта изменены существенные условия контракта относительно страны происхождения некоторых позиций фруктов.
Представители заказчиков, участвующие в деле посредством ВКС дали свои устные пояснения.
На основании изложенного заявитель просит провести проверку.
Предварительно рассмотрев обращение ООО "Барнео" и руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе антимонопольным органом было принято решение о проведении внеплановой проверки.
09.06.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 09.06.2023 N 0817200000323009324.
Объект закупки фрукты - апельсины - 01.23.13.000-00000002, бананы - 01.22.12.000-00000002, груши - 01.24.21.000-00000002, лимоны - 01.23.12.000-00000002, яблоки - 01.24.10.000-00000002, мандарины - 01.23.14.000-00000002.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены ограничения допуска относительно кода ОКПД 2 - 01.2-культуры многолетние в который входит товар, закупаемый заказчиком.
В п. 1.1.7 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и инструкция по ее заполнению, размещенных в ЕИС установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Подтверждением страны происхождения товаров является указание (декларирование) участником закупки в заявке страны происхождения поставляемого товара, указанные положения соответствуют Приказу N 126н.
На участие в закупке было подано две заявки, участниками закупки продекларирована страна происхождения товара. Заявка участника с идентификационным номером 114457778 содержала страну происхождения товара - Российская Федерация, заявка участника с идентификационным номером 114468950 содержала помимо страны происхождения Российская Федерации, иностранные государства (Китайская народная республика, Турецкая республика, Эквадор и т.д.).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При рассмотрении обращения было установлено, что в заявке победителя была продекларирована страна происхождения товара.
При этом, добросовестность участника при подаче заявки предполагается.
Согласно пп. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Заявки участников были признаны соответствующими и допущены к участию в электронном аукционе.
Учитывая положения ст. 43, ст. 49, ст. 49 Закона о контрактной системе допуск участников правомерен, нарушения Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии не установлены.
В соответствии с пп. а) п. 1.3 Приказа 126 н при проведении аукциона контракт заключается по цене: сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Поскольку, победителем была задекларирована страна происхождения товара - Российская Федерация, а вторая заявка содержала предложение о поставке товара иностранного происхождения, постольку заказчиками правомерно была снижена цена контракта на 15% в соответствии с Приказом N 126 н.
В соответствии с пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
Согласно пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При рассмотрении обращения было установлено, что по результатам закупки частично были заключены контракты с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
03.07.2023 г. между КГБОУ "Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат" и ООО "ПродТорг" (победитель закупки, продекларировавший страну происхождения товара Российская Федерация) был заключен контракт на поставку фруктов. Согласно спецификации, приложение N 1 контракта заказчиком и поставщиком была изменена страна происхождения товара по следующим позициям: апельсины - Египет, лимоны - Китай, мандарины - Марокко.
03.07.2023 г. между КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска" и ООО "ПродТорг" был заключен контракт на поставку фруктов. Согласно спецификации, приложение N 1 контракта заказчиком и поставщиком была изменена страна происхождения товара по следующим позициям: апельсины - Египет, бананы - Эквадор, лимоны -Китай.
03.07.2023 г. между КГБУЗ "Детский санаторий "Медуница г. Рубцовска" и ООО "ПродТорг" был заключен контракт на поставку фруктов. Согласно спецификации, приложение N 1 контракта заказчиком и поставщиком была изменена страна происхождения товара по следующим позициям: апельсины - Египет, бананы - Эквадор, лимоны - Китай, мандарины - Марокко.
03.07.2023 г. между КГБУЗ "Онкологический диспансер г.Рубцовска" и ООО "ПродТорг" был заключен контракт на поставку фруктов. Согласно спецификации, приложение N 1 контракта заказчиком и поставщиком была изменена страна происхождения товара по следующим позициям: апельсины - Египет, лимоны - Китай.
03.07.2023 г. между краевым государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Егорьевский лицей профессионального образования" и ООО "ПродТорг" был заключен контракт на поставку фруктов. Согласно спецификации, приложение N 1 контракта заказчиком и поставщиком была изменена страна происхождения товара по следующим позициям: апельсины - Египет, бананы - Эквадор, мандарины - Марокко.
03.07.2023 г. между КГБПОУ "Волчихинский политехнический колледж" и ООО "ПродТорг" был заключен контракт на поставку фруктов. Согласно спецификации, приложение N 1 контракта заказчиком и поставщиком была изменена страна происхождения товара по следующим позициям: апельсины - Египет, мандарины - Марокко.
Таким образом, заказчиками КГБОУ "Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат", КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска", КГБУЗ "Детский санаторий "Медуница г. Рубцовска", КГБУЗ "Онкологический диспансер г. Рубцовска", краевым государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Егорьевский лицей профессионального образования", КГБПОУ "Волчихинский политехнический колледж" и поставщиком ООО "ПродТорг" были нарушены требования пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контрактов по итогам закупки N 0817200000323009324.
Вышеуказанные нарушения заказчиком и поставщиком требований Закона о контрактной системе содержат состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.
Обращение заявителя содержит признаки нарушения Закона о контрактной системе при исполнении контрактов, а именно поставка и прием товара страной происхождения товара, которого является иностранное государства при наличии контракта, заключенного на условиях того, что страной происхождения товара является Российская Федерация.
Согласно п. 1.7 Приказа N 126 н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, контроль в сфере закупок в соответствии с п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе относится к компетенции Инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края.
На основании пункта 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактные системы обращение ООО "Барнео" в части, содержащей признаки нарушения заказчиком и поставщиком требований законодательства о контрактной системе при исполнении контракта будет передано в инспекцию финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
В действиях заказчиков КГБОУ "Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат", КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска", КГБУЗ "Детский санаторий "Медуница г. Рубцовска", КГБУЗ "Онкологический диспансер г.Рубцовска", краевым государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Егорьевский лицей профессионального образования", КГБПОУ "Волчихинский политехнический колледж" и поставщика ООО "ПродТорг" выявлены нарушения требований пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Передать обращение ООО "Барнео" в инспекцию финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края для рассмотрения по компетенции.
Решение составлено на 3 (трех) листах / 6 (шести) страницах.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _____________________________ А.В. Кочетков
Члены Комиссии: ____________________________ В.А. Кобяков
____________________________ Е.С. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 августа 2023 г. N 022/10/99-901/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023