Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 августа 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой документарной проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель руководителя Управления Охинцева С. Н., члены Инспекции - заместитель начальника отдела контроля закупок Семенычева Е. К., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И.С.,
с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Ярус" (далее также - ООО СК "Ярус"), участие в проведении проверки не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
заказчик - муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее также - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, заказчик), обеспечил участие в проведении проверки представителя по доверенности Коряковой О. Н.,
уполномоченный орган - департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее также - ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, уполномоченный орган), обеспечил участие в проведении проверки представителя по доверенности Юртайкиной И. Ю.,
оператор электронной площадки - акционерное общество "Агентство по государственному заказу республики Татарстан" - участие в проведении проверки не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
осуществив внеплановую документарную проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, уполномоченным органом, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля. требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на на право заключения контракта на ремонт дорог общего пользования местного значения города Ярославля в 2023 году (лот 11) (извещение N 0371300027823000557), в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Ярославского УФАС России от 03.08.2023 N 226/23,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступило обращение ООО "СК "Ярус", указывающее на наличие в действиях комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт дорог общего пользования местного значения города Ярославля в 2023 году (лот 11) (извещение N 0371300027823000557).
По мнению заявителя, комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа неправомерно отклонила его заявку на участие в закупке на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчик и уполномоченный орган с доводами обращения не согласились, представили письменные пояснения по существу обращения.
Заслушав пояснения представителей заказчика и уполномоченного органа, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция установила следующее.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 15.07.2023 размещено извещение N 0371300027823000557 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 738 447,25 рублей.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, регламентированы, в частности, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571).
В приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Приложение) предусмотрен перечень дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который сформирован на основе объекта закупки.
Так, позицией 18 раздела III Приложения предусмотрено следующее дополнительное требование к участникам закупки:
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
|||
Раздел III. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям | |||||
|
Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги
|
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Объектом рассматриваемой закупки является ремонт дорог общего пользования местного значения города Ярославля в 2023 году, начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 738 447,25 рублей.
Сообразно с этим заказчиком и уполномоченным органом в извещении об осуществлении закупки, сформированном с использованием единой информационной системы, установлено в числе прочего следующее дополнительное требование к участникам закупки:
"3 . 1 Требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию".
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ:
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в том числе следующие информацию и документы об участнике закупки:
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в частности, в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2023 NИЭА1, а также приложением к данному протоколу заявка участника закупки с идентификационным номером 1950166 (ООО СК "Ярус") отклонена на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) с приведением следующего обоснования:
"_"
В составе заявки участник закупки представил муниципальный контракт от 05.09.2022 N 226/22, не соответствующий требованиям позиции 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571, а именно: объектом закупки муниципального контракта в соответствии с Приложением N 1 к Описанию объекта закупки является проезд между д.125 и д.129 к д.127 по Московскому пр. и д.7 по ул. Гоголя к СОШ N14, что не является автомобильной дорогой".
Проанализировав заявку ООО "СК "Ярус" на предмет соответствия содержащихся в ее составе информации и документов требованиям законодательства о контрактной системе (в частности, требованиям части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, позиции 18 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571), Инспекция приходит к следующим выводам согласно нижеприведенной таблице:
Информация и документы, представленные участником закупки в составе заявки в качестве информации и документов, подтверждающих его соответствие дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - дополнительное требование) |
Наименование вида опыта, подтверждающего соответствие участника закупки дополнительному требованию (в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571) |
Перечень информации и документов, подтверждающих наличие соответствующего вида опыта участника закупки (в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571) |
Вывод о соответствии/несоответствии участника закупки дополнительному требованию |
1) копия муниципального контракта N 226/22 на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю на 2022 год (лот 45). Место выполнения работ: г. Ярославль, проезд между д.125 и д.129 к д.127 по Московскому пр. и д.7 по ул. Гоголя к СОШ N14. 2) акт о приемке выполненных работ (КС-2); 3) справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3); 4) экспертное заключение приемочной комиссии (приказ N 577 от 08.11.2022); 5) экспертное заключение отдела содержания городских территорий МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля. |
опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги |
1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. |
Несоответствие: вид объекта, в отношении которого предусмотрено выполнение работ. Контрактом предусмотрено выполнение работ по ремонту проезда, расположенного по адресу: г. Ярославль, проезд между д.125 и д.129 к д.127 по Московскому пр. и д.7 по ул. Гоголя к СОШ N14. В соответствии с Постановлением мэра г. Ярославля от 02.10.2008 N 2689 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля" указанный проезд не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, вследствие чего не относится к автомобильным дорогам. |
опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги | |||
опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги |
1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. |
Несоответствие: 1) вид объекта, в отношении которого предусмотрено выполнение работ. Контрактом предусмотрено выполнение работ по ремонту проезда, который не относится к автомобильным дорогам; 2) вид работ, являющихся предметом контракта; 3) отсутствие подтверждающих документов. |
|
опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги |
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Несоответствие: 1) вид объекта, в отношении которого предусмотрено выполнение работ. Контрактом предусмотрено выполнение работ по ремонту проезда, который не относится к автомобильным дорогам; 2) вид работ, являющихся предметом контракта; 3) отсутствие подтверждающих документов. |
С учетом изложенного Инспекция Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что представленные участником закупки ООО "СК "Ярус" в составе заявки информация и документы не подтверждают соответствие данного участника дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Соответственно, действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, выразившиеся в отклонении заявки ООО "СК "Ярус" на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на ремонт дорог общего пользования местного значения города Ярославля в 2023 году (лот 11) (извещение N 0371300027823000557) на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, в частности, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), являются правомерными, а доводы заявителя об обратном - несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
По итогам проведения внеплановой документарной проверки электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт дорог общего пользования местного значения города Ярославля в 2023 году (лот 11) (извещение N 0371300027823000557) в действиях заказчика, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля (ИНН 7604129539), уполномоченного органа, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля (ИНН 7604115180), комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля (ИНН 7604115180), нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: Е. К. Семенычева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 августа 2023 г. N 172П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2023