Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "ХИММЕДСНАБ"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "ХИММЕДСНАБ" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 100 Федерального медико-биологического агентства" при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования и мебели (извещение N 0320100031523000061) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- неправомерно установил ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102);
- описание объекта закупки сформировано с нарушением требований действующего законодательства.
Согласно представленным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения присутствующей стороны Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 части 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещения о проведении закупки Заказчиком установлены следующие ограничения и условия допуска:
- Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102);
- Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункта 1 Постановления N102 утверждены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно извещения о проведении закупки Заказчик приобретает "Система анестезиологическая, общего назначения" ОКПД2 32.50.21.121, НКМИ 275680.
При этом, в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержится ОКПД2 32.50.21.121, НКМИ 185610, 275820, 324650, 322250.
Следовательно, установив ограничения в соответствии с Постановлением N102, Заказчик допустил нарушение части 3 статьи 14 Закона N44-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 5 части 1 статьей 42 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно также содержать проект контракта.
Согласно извещения о проведении закупки, Заказчиком определен код ОКПД2 32.50.21.121, в проекте контракта код ОКПД2 - 26.60.13.190.
Код ОКПД2 26.60.13.190 соответствует "Оборудование для электротерапии прочее, не включенное в другие группировки".
С учетом изложенного, Комиссия установила, что размещение заказчиком проекта контракта, не соответствует приведенному им описанию объекта закупки, наименованию объекта закупки.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 5 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Из доводов жалобы следует, что товарам описанным Заказчиком соответствуют товары единственного производителя, а именно: Philips Dameca MRI 508 по позиции 1, Primus Infinity Empowered по позиции 2.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не присутствовал, а также не представил документально подтвержденных доводов в части соответствия характеристикам исключено аппаратов Philips Dameca MRI 508 по позиции 1, Primus Infinity Empowered по позиции 2.
При этом, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что на закупочную процедуру N0320100031523000061 подано несколько жалоб, где в том числе указаны иные товары различных производителей. В связи с чем не представляется возможным прийти к выводу о том, что под указанные характеристики подпадает один аппарат.
В связи с чем, указанный довод не нашел своего подтверждения.
Согласно доводам жалобы, описание объекта закупки содержит недостоверные сведения в связи с тем, что "Монитор глубины анестезии", "Компрессор сжатого воздуха", "Испаритель галотана или изофлюрана" не содержат описания требуемых заказчику характеристик.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из описания объекта закупки следует, что Заказчик приобретает аппарат наркозно-дыхательный с принадлежностями и системой мониторинга физиологических показателей.
В свою очередь указанное заявителем оборудование входит в состав системы, в связи с чем, Заказчиком описаны общие требования к аппарату без выделения отдельных требований к отдельным изделиям, что не противоречит требованиям законодательства.
При этом по результатам проведенной внеплановой проверки установлено следующее.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N44-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N145).
Объектом закупки является Поставка медицинского оборудования и мебели (Система анестезиологическая, общего назначения).
Закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона товар, как отмечено выше, отнесен заказчиком к следующей позиции КТРУ: 32.50.21.121-00000102 "Система анестезиологическая, общего назначения".
В разделе "Общая информация" указано, что система анестезиологическая, общего назначения - это комплект электронных изделий, используемых для проведения общей ингаляционной анестезии (т.е., подачи кислорода (О2), закиси азота (N2O), других медицинских газов и анестетиков) и возможно, общей внутривенной анестезии и местной анестезии. Его основными компонентами являются системы подачи газа под высоким, средним и низким давлением, дыхательный контур (как правило, с аппаратом искусственной вентиляции легких) и система выведения анестезиологических газов. В комплект входит встроенное устройство подачи сигналов тревоги, анализаторы, системы контроля/мониторинга и, как правило, интегрированные электронные/с сенсорным экраном дисплеи для проведения целевой контролируемой анестезии любым пациентам (например, новорожденным, взрослым).
В силу приказа Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (вместе с "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам", "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения") медицинское изделие с кодом 275680 не является передвижным, но в описании объекта закупки параметрам оборудованию указано передвижное исполнение оборудования ("мобильное" или "на тележке").
Из описания объекта закупки следует, что к поставке требуется "Наркозно-дыхательный аппарат на мобильном основании".
Законом N44-ФЗ не регламентируются правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду ОКПД2 либо коду позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ). Заказчик определяет код ОКПД2 либо код КТРУ самостоятельно, подбирая наиболее подходящий к предмету закупки. Письмом Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-З44 разъяснено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2.
Однако, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД2 или кода КТРУ с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода. Аналогичная правовая позиция изложена в письмах: ФАС России от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19, от 19.06.2019 г. N МЕ/51304/19; Министерства экономического развития РФ от 17.02.2016 г. N Д28и-344.
В силу п. 4 Правил N145 Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании извещения Заказчик, руководствуясь вышеуказанными нормами обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
На основании изложенного Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в нарушение части 6 статьи 23 Закона N44-ФЗ выбранный заказчиком код определен не верно, поскольку данная позиция не является передвижной.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ХИММЕДСНАБ" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 100 Федерального медико-биологического агентства" при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования и мебели (извещение N 0320100031523000061) обоснованной в части нарушения части 3 статьи 14, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил части 3 статьи 14, пункта 5 части 2 статьи 42, части 6 статьи 23 Закона N44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении аукциона, т.к. ранее выдано предписание N025/06/49-1063/2023 от 10.08.2023.
4. Не передавать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 10 августа 2023 г. N 025/06/49-1064/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2023