Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Восток"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Восток" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 100 Федерального медико-биологического агентства" при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования и мебели (извещение N 0320100031523000059) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- неправомерно установил ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102);
- в извещении и приложениях к нему присутствуют разночтения в части приобретаемого оборудования;
- описание объекта закупки сформировано с нарушением требований статьи 33 Закона N44-ФЗ.
Согласно представленным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения присутствующей стороны Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 части 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещения о проведении закупки Заказчиком установлены следующие ограничения и условия допуска:
- Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102);
- Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункта 1 Постановления N102 утверждены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно извещения о проведении закупки Заказчик приобретает "Систему эндоскопической визуализации" ОКПД2 26.60.12.119.
При этом, в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержится ОКПД2 26.60.12.119, НКМИ Микроскопы медицинские.
Следовательно, установив ограничения в соответствии с Постановлением N102, Заказчик допустил нарушение части 3 статьи 14 Закона N44-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводам жалобы, описанию объекта закупки соответствует товар единственного производителя по позиции 2 "Педаль ножного управления с кабелем".
Из пояснений Заказчика следует, что в техническом задании была допущена техническая ошибка.
Частью 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В рамках проведенной внеплановой проверки установлено, что в позиции 6 "Инсуффлятор для эндохирургических операций" также присутствует указание на конкретное изделие "Блок управления модель КРИ 1003П".
Следовательно, Заказчик, включив в описание объекта закупки требования, которые свидетельствуют о конкретном производителе, допустил нарушение части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Пунктом 5 части 1 статьей 42 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно также содержать проект контракта.
Согласно извещения о проведении закупки, Заказчиком определен код ОКПД2 26.60.12.119, в проекте контракта код ОКПД2 - 26.60.13.190.
Код ОКПД2 26.60.13.190 соответствует "Оборудование для электротерапии прочее, не включенное в другие группировки".
С учетом изложенного, Комиссия установила, что размещение заказчиком проекта контракта, не соответствует приведенному им описанию объекта закупки, наименованию объекта закупки.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 5 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Из доводов жалобы следует, что в закупке объединены медицинское оборудование и расходные материалы разных видов, которые не относятся к системе эндоскопической визуализации.
Заказчик в состав одного лота включил в том числе следующие изделия:
22 |
Ножницы изогнутые |
23 |
Зажим атравматический короткий |
41 |
Игла для ушивания апоневроза |
42 |
Игла пункционная |
48 |
Ерш для чистки инструментария малый |
49 |
Ерш для чистки инструментария большой |
Заказчиком в том числе приобретается "Инсуффлятор для эндохирургических операций".
Заявитель полагает, что указанные устройство и расходные материалы должны приобретаться в рамках отдельной закупки.
Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев представленные документы приходит к выводу о том, что указанный довод является обоснованным в силу следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Закон N44-ФЗ.
В соответствии со статьёй 8 Закона N44-ФЗ, определяющей принцип обеспечения конкуренции, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Действия Заказчика при осуществлении закупок должны соответствовать принципам контрактной системы в сфере закупок, в том числе обеспечивать эффективность, результативность закупки, но при этом не ограничивать конкуренцию на соответствующих товарных рынках.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ), медицинскими изделия являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализует путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно справочной информации к КТРУ "Система эндоскопической визуализации" - это комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.
Инсуффлятор эндоскопический - приводное устройство (электроприводное или пневматическое) для продувания воздуха через эндоскоп с целью предотврашения осаждения на линзах капелек воды, а также с целью увеличения пространства перед дистальным концом для улучшения обзора.
Необходимо отметить, что иглы подпадают под код ОКПД2 32.50.13.110, который в свою очередь включен в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N102.
Зажим атравматический короткий 5 мм, ножницы изогнутые
5 мм, ерш для чистки инструментария (малый, большой) являются вспомогательными инструментами (код ОКПД2 32.50.13.190), который также включен в перечень, утвержденный Постановлением N102.
Пунктом 2(2) Постановления N102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Кроме того, вышеуказанные товары являются различными по своим функциональным характеристикам, имеют различные технологические особенности, различные функциональные свойства и не связаны технологически между собой.
Закупка различных видов продукции в рамках одного лота не позволяет товаропроизводителям, специализирующимся на поставках определенных видов товаров, участвовать в Аукционе, и приводит к ограничению конкуренции, так как исключается возможность поставки отдельных видов товаров, указанных в приложении к извещению, в рамках одного лота.
Кроме того, производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, включенных в лот.
С учетом изложенного, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения статьи 8 Закона N44-ФЗ, а также признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
По результатам проведенной внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ установлено, что Заказчик должен при описании объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По позиции 3 "Осветитель эндоскопический" объекта закупки Заказчиком определены в том числе следующие характеристики:
Цветовая температура источника света в блоке осветителя, градусов по шкале Kельвина, °К |
Не менее 4700 ° К
|
П.4.3.2, Тб.1 и Прим. п.2 для контроля текущих показателей прибора и при Необходимости оперативной установки требуемых значений |
Согласно примечания к ГОСТ "Допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований в тендере на закупку ЭС, приведенных в таблице 1, по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении".
Из анализа указанных документов Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в нарушение части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ описание объекта закупки составлено с нарушением требований действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Восток" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 100 Федерального медико-биологического агентства" при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования и мебели (извещение N 0320100031523000059) обоснованной.
2. Признать, что заказчик допустил части 3 статьи 14, части 1 статьи 33, пункта 5 части 2 статьи 42, статьи 8 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 9 августа 2023 г. N 025/06/49-1055/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2023