Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "ЛИДЕР - ИНВЕСТ"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛИДЕР - ИНВЕСТ" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 100 Федерального медико-биологического агентства" при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования и мебели (извещение N 0320100031523000052) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки сформировано с нарушением требований действующего законодательства.
Согласно представленным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения присутствующей стороны Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N44-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N145).
Объектом закупки является Поставка медицинского оборудования и мебели (Монитор для инвазивного определения физиологических параметров, с питанием от сети).
Закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона товар, как отмечено выше, отнесен заказчиком к следующей позиции КТРУ: 26.60.12.129-00000068 "Монитор для инвазивного определения физиологических параметров, с питанием от сети".
В разделе "Общая информация" указано, что "Монитор для инвазивного определения физиологических параметров, с питанием от сети" - это работающее от сети (сети переменного тока) изделие, иногда с перезаряжаемыми батареями внутри, предназначенное для продолжительного или периодического измерения, отображения и/или регистрации нескольких определяемых инвазивно физиологических параметров [например, артериального давления, внутричерепного давления, температуры, парциального давления кислорода (рО2)]. Состоит из единого блока, предназначенного для использования вместе с инвазивным устройством (например, катетером для измерения артериального давления, интрацеребральным катетером с датчиком), которое подает сигналы на монитор по присоединенным кабелям. Это может быть портативное изделие, прикрепляемое к пациенту ремнями; может включать устройство подачи сигналов тревоги, разработанное для оповещения клинического персонала о возникающих проблемах.
Инвазивная процедура - это медицинская процедура, связанная с проникновением через естественные внешние барьеры организма (кожа, слизистые оболочки).
Согласно описания объекта закупки предметом поставки является "Медицинская система централизованного мониторинга" которая включает в себя как инвазивные процедуры, так и не инвазивные.
Законом N44-ФЗ не регламентируются правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду ОКПД2 либо коду позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ). Заказчик определяет код ОКПД2 либо код КТРУ самостоятельно, подбирая наиболее подходящий к предмету закупки. Письмом Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-З44 разъяснено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2.
Однако, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД2 или кода КТРУ с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода. Аналогичная правовая позиция изложена в письмах: ФАС России от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19, от 19.06.2019 г. N МЕ/51304/19; Министерства экономического развития РФ от 17.02.2016 г. N Д28и-344.
По результатам анализа описания объекта закупки Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что описанное изделие является многофункциональным монитором пациента.
В силу п. 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании извещения Заказчик, руководствуясь вышеуказанными нормами обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
На основании изложенного Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в нарушение части 6 статьи 23 Закона N44-ФЗ выбранный заказчиком код определен не верно, поскольку данная позиция не предусматривает измерение, отображение и/или регистрации определяемых не инвазивно физиологических параметров.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Приморского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 части 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещения о проведении закупки Заказчиком установлены следующие ограничения и условия допуска:
- Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102);
- Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункта 1 Постановления N102 утверждены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно извещения о проведении закупки Заказчик приобретает "Монитор для инвазивного определения физиологических параметров, с питанием от сети" ОКПД2 26.60.12.129, код НКМИ 329250.
При этом, в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд НКМИ 329250, Монитор для инвазивного определения физиологических параметров, с питанием от сети.
Следовательно, установив ограничения в соответствии с Постановлением N102, Заказчик допустил нарушение части 3 статьи 14 Закона N44-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛИДЕР - ИНВЕСТ" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 100 Федерального медико-биологического агентства" при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования и мебели (извещение N 0320100031523000052) обоснованной.
2. Признать, что заказчик допустил части 3 статьи 14, части 6 статьи 23 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 10 августа 2023 г. N 025/06/49-1066/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023