Резолютивная часть решения объявлена 15.08.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.08.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Да Винчи Технолоджи" (далее - ООО "Да Винчи Технолоджи", Общество) - <_..>,
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска Гимназия N1 (далее - Заказчик);
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Да Винчи Технолоджи" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 10 августа 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Да Винчи Технолоджи" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что Обществом допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту N 47 от 03 мая 2023 года на поставку интерактивной панели, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации в отношении ООО "Да Винчи Технолоджи" в Реестр.
ООО "Да Винчи Технолоджи" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС Росси, согласно которым оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков не имеется, поскольку умысла об уклонении от исполнения Контракта не было.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 10 апреля 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Комитетом по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска для обеспечения нужд Заказчика размещено Извещение N 0134300097523000222 о проведении электронного аукциона на поставку интерактивных панелей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 899 999, 01 руб..
Согласно "Протоколу подачи ценовых предложений от 18.04.2023 NЦПА1", минимальное ценовое предложение в размере 494 999 руб. поступило от участника N 114031872, тем самым, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 45%.
От участника закупки ООО "Да Винчи Технолоджи" (заявка N 114032897) поступило второе по цене предложение в размере 499 499 рублей.
"Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2023 NИЭА1" заявка участника N 114031872 отклонена от участия в электронном аукционе, победителем данной закупки признано ООО "Да Винчи Технолоджи".
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ 03 мая 2023 года между Заказчиком и ООО "Да Винчи Технолоджи" заключен муниципальный контракт N 47 на поставку интерактивной панели (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта поставщик обязуется передать заказчику интерактивные панели (далее - товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в спецификации (приложение 1 к контракту), а заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с Приложением N 1 к Контракту (Спецификация) к поставке требуется следующий товар: "Интерактивная панель" в количестве 3 штуки.
Согласно пункту 3.5 Контракта срок поставки товара: в течение 45 календарных дней с даты заключения контракта.
Таким образом, Обществу необходимо поставить товар, предусмотренный Спецификацией и заявкой Заказчика в срок до 17 июня 2023 года.
Из представленных документов следует, что ООО "Да Винчи Технолоджи" осуществлена поставка товара в установленный Контрактом срок, о чем свидетельствуют пояснения Общества и размещенная в ЕИС в реестре контрактов товарная накладная N 14 от 16 мая 2023 года, счет на оплату N 14 от 16 мая 2023 года.
Вместе с тем, указанный товар не был принят Заказчиком.
Так, 26 июня 2023 года Заказчиком направлен в адрес Общества Акт о выявленных недостатках товара, согласно которому поставленный товар не соответствует условиям Контракта по следующим характеристикам:
- отсутствует дополнительный вычислительный блок;
- не соответствует количество портов USB 3.0 Type B/С на тыльной стороне интерактивной панели;
- не соответствует поддержка встроенным адаптером интерактивной панели беспроводной связи передачи данных по технологии Bluetooth 5.0.
Кроме того, Заказчиком в вышеназванном письме указан срок для устранения недостатков товара в течение 5 рабочих дней с момента получения Акта.
13 июля 2023 года Заказчиком в адрес Общества направлен мотивированный отказ от подписания акта приемки товара в связи с несоответствием поставленного товара условиям Контракта и указано на необходимость поставки соответствующего товара в срок до 27 июля 2023 года.
14 июля 2023 года Обществом в адрес контрагента (ООО "Фортегрупп"), у которого была осуществлена покупка требуемого к поставке по Контракту товара, направлено обращение с просьбой уточнить технические характеристики товара.
26 июля 2023 года ООО "Фортегрупп" на поступившее обращение был дан ответ о том, что все необходимые блоки и USB порты будут доставлены через 7 дней без учета времени на логистику.
27 июля 2023 года Общество уведомило Заказчика о допоставке необходимых составных частей интерактивных панелей с просьбой продлить сроки поставки товара до 20 августа 2023 года.
01 августа 2023 года Заказчиком в адрес Общества направлено письмо, из содержания которого следует, что недостающие порты и адаптеры должны находиться непосредственно в панели, а не отдельным присоединяемым компонентом, что свидетельствует о несоответствии поставляемого товара условиям Контракта.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения Контракта, по решению суда.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского Кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях (часть 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ):
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки.
В рассматриваемом случае ООО "Да Винчи Технолоджи" был поставлен товар, не соответствующий требованиям Спецификации.
На основании вышеназванного 28 июля 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Да Винчи Технолоджи" обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 28 июля 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "Да Винчи Технолоджи" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 08 августа 2023 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности ООО "Да Винчи Технолоджи".
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Да Винчи Технолоджи" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако Комиссия полагает, что ООО "Да Винчи Технолоджи" предпринимались попытки к поставке товара, соответствующего требованиям Контракта, что не может свидетельствовать о недобросовестности ООО "Да Винчи Технолоджи".
Так, согласно представленным ООО "Да Винчи Технолоджи" документам, 04 августа 2023 год (до вступления решения о расторжении Контракта в силу) Обществом в адрес Заказчика направлено письмо, согласно которому Общество запросило у контрагента информацию о наличии необходимой интерактивной панели с установленными в Контракте характеристиками и готовы поставить указанный товар в срок до 17 августа 2023 года.
Кроме того, 04 августа 2023 года Обществом заключен с ООО "Фортегрупп" договор поставки товара, требуемого Заказчику N 04/08/23, а 07 августа 2023 года подписан договор-заявка N 7/08 на разовую перевозку груза на автомобильном транспорте в адрес Заказчика, однако ответа от Заказчика о намерении получить указанный товар, в адрес ООО "Да Винчи Технолоджи" не поступил.
Вышеизложенное, по мнению Комиссии Иркутского УФАС России, свидетельствует о добросовестности ООО "Да Винчи Технолоджи" и намерении Общества исполнить обязательства по Контракту в полном объеме в соответствии с условиями Контракта.
Кроме того, Комиссия не наделена полномочиями по оценке качества поставленных товаров и их соответствия условиям Контракта.
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности ООО "Да Винчи Технолоджи", в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому ООО "Да Винчи Технолоджи" исполнено 12 контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности ООО "Да Винчи Технолоджи", как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Да Винчи Технолоджи" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Да Винчи Технолоджи", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Да Винчи Технолоджи" (195043, г.Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Ржевка, линия 2-я (Ново-Ковалево), д. 16, литера б, офис 1/2, пом. 9н, ИНН: 7816731833), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Да Винчи Технолоджи" (Коломейцев Александр Александрович, ИНН: 391706460127) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_..> |
Члены Комиссии
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2023