резолютивная часть решения объявлена 14.08.2023 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Инспекция) в составе:
______
рассмотрев обращение Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Заказчик) о возможности заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) - Федеральным государственным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кабардино-Балкарской Республике" (далее - УВО) по результатам электронного аукциона N0104100002123000009 "Услуги по охране объекта с помощью технических средств" (далее - Закупка, Аукцион) на сумму - 62 265,60 рублей, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьями 93, 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 (далее - Постановление N1576), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 г. N961 (далее - Постановление N961, Правила), на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило обращение Заказчика о возможности заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам несостоявшегося Аукциона по основанию предусмотренному положениями ст.77 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с ч.1 и 7 ст.55, ч.1, 2 и 5 ст.55.1, ч.1 - 3.1 ст.71, ч.1 и 3 ст.79, п.1 ч.14 ст.82.1, ч.18 и 19 ст.83, ч.26 и 27 ст.83.1 Закона о контрактной системе. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями ч.5 ст.93 Закона о контрактной системе.
Согласно п.4 ч.5 ст.93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с п.24 и 25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.93 Закона о контрактной системе при необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с п.4 ч.5 ст.93 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии с ч.26 ст.93 Закона о контрактной системе, направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не позднее чем через пять рабочих дней с даты:
1) размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом о контрактной системе);
2) подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол не подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом о контрактной системе).
Постановлением N961 установлен предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется в соответствии с п.24 и 25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.52 Закона о контрактной системе Открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в следующих случаях:
1) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке;
2) по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке;
4) по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки;
5) все участники закупки, не отозвавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) заказчик в соответствии с ч.9 и 10 ст.31 Закона о контрактной системе отказался от заключения контракта с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, которая является единственной, либо с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, признанную в соответствии с настоящим Федеральным законом единственной соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением N961 установлено, что при проведении электронной процедуры:
а) заказчик формирует обращение, прилагает (в случае, предусмотренном п.8 Правил) к обращению информацию и документы, предусмотренные пп. "е" и "ж" п.7 Правил, с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система) и подписывает их усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. При этом, информация, предусмотренная п.4 Правил, формируется автоматически в соответствии со сведениями, включенными в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. При осуществлении закупки в случае передачи в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий государственного, муниципального заказчика такая информация формируется после указания предусмотренной пп."б" и "в" п.4 Правил информации об органе или организации, являющихся государственными, муниципальными заказчиками и передавших таким лицам полномочия государственного, муниципального заказчика; информация, предусмотренная пп."а" - "в" п.5 настоящих Правил, формируется автоматически в соответствии с извещением об осуществлении закупки; информация, предусмотренная пп."г" и "д" п.5 настоящих Правил, формируется автоматически в соответствии с протоколами, размещенными в единой информационной системе; информация, предусмотренная п.6 настоящих Правил (за исключением кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований), формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок;
б) обращение направляется автоматически с использованием единой информационной системы в контрольный орган в сфере закупок не позднее одного часа с момента его подписания в соответствии с пп."а" п.1 Правил, за исключением случая формирования обращения в единой информационной системе с нарушением положений п.3 - 7 Правил;
в) обращение считается поступившим в контрольный орган в сфере закупок в день его поступления в контрольный орган в сфере закупок (в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрольный орган в сфере закупок) в соответствии с настоящими Правилами либо в случае, предусмотренном пп."д" настоящего пункта, - в день поступления (в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрольный орган в сфере закупок) информации и документов, направленных в соответствии с пп."е" настоящего пункта;
г) в случае получения обращения с нарушением положений пп."а" - "в" п.2 Правил контрольный орган в сфере закупок не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения в контрольный орган в сфере закупок, направляет с использованием единой информационной системы обращение в контрольный орган в сфере закупок, в компетенцию которого входит рассмотрение обращения. При этом информация о проведении внеплановой проверки при поступлении обращения в реестре, предусмотренном ч.21 ст.99 Федерального закона, не размещается;
д) в случае, если при направлении обращения информация и документы, предусмотренные пп."б" п.8 Правил, не представлены, контрольный орган в сфере закупок не осуществляет действия, предусмотренные п.11 Правил, и не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления такого обращения в контрольный орган в сфере закупок в соответствии с пп."в" настоящего пункта, направляет заказчику уведомление о выявленном несоответствии такого обращения положениям пп. "б" п.8 Правил (с указанием причины);
е) заказчик не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления, предусмотренного пп. "д" пункта, направляет с использованием единой информационной системы в контрольный орган в сфере закупок информацию и документы, которые явились основанием для направления такого уведомления;
ж) в случае непредставления заказчиком информации и документов в соответствии с п. "е" пункта 1 Правил контрольным органом в сфере закупок действия, предусмотренные п.11 Правил, не осуществляются и обращение не рассматривается.
Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона в электронной форме N0104100002123000009 "Услуги по охране объекта с помощью технических средств" на сумму 62 265,60 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Аукцион признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в Аукционе.
Согласно п.12 Правил Контрольный орган в сфере закупок принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, предусмотренных п.13 Правил. При этом при выявлении в результате рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки, предусмотренной п.4 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части условий контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), контрольный орган в сфере закупок выдает предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе. Такое предписание в соответствии с ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе должно содержать действия, которые должны быть совершены лицом, получившим такое предписание, при заключении контракта.
В соответствии с пп "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки, в том числе в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
П.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу п.32 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит частная охранная деятельность.
В соответствии с частью 8 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Согласно п.22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" (далее - Постановление N2343) по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в ч.8 ст.21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Таким образом, формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление N 587) утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Таким образом, в случае осуществления отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, с применением способов закупки, указанных в Законе о контрактной системе, участником закупки не может быть, а, следовательно, контракт не может быть заключен с лицом, осуществляющим частную охранную деятельность.
При этом, с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при проведении отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень, утвержденный Постановлением N587, в извещении об Аукционе необходимо установить требование к участникам закупки, в соответствии с которым участник закупки не может являться лицом, осуществляющим частную охранную деятельность.
В связи с тем, что Заказчик подпадает под перечень объектов (зданий, сооружений), на которые частная охранная деятельность не распространяется, Заказчику необходимо было установить требования о наличии лицензии в соответствии с Постановлением N587, однако, Заказчиком в извещении об Аукционе не установлено требований о необходимости наличия лицензии в соответствии с Постановлением N587.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не установившего в требованиях к участникам Аукциона наличие лицензии нарушают положения п.1 ч.1 ст.31 и п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что на участие в Аукционе не подано ни одной заявки на участие в Аукционе, предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе не выдавать.
Комиссия на основании ст.ст.93,99 Закона о контрактной системе, Постановления N961 и Постановления N1576,
Решила:
1. Отказать Территориальному органу федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республике в согласовании заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) - Федеральным государственным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кабардино-Балкарской Республике".
2. Признать в действиях Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республике нарушения п.1 ч.1 ст.31 и п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
* Заказчику при повторном размещении Закупки необходимо учесть замечания, указанные в настоящем решении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 августа 2023 г. N 007/06/93-687/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2023