Резолютивная часть решения оглашена 09.08.2023
В полном объеме решение изготовлено 14.08.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Жабенца Д.И. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуги по организации технической поддержки процедуры гемодиализа (изв. N 0869200000223006370), при дистанционном участии:
- представителей ГБУЗ "Областная больница г. Троицк" (далее - заказчик) Кобылиной Н.Ю., Бабенко В.А., Рослова М.Д., Паровик А.А., Пичуговой Т.В., действующих на основании доверенностей N 90 от 02.08.2023, N 91 от 02.08.2023, N 96 от 04.08.2022, N 93 от 08.08.2023, N 97 от 08.08.2023;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Петраковой К.С., Куликовой И.Г., действующих на основании доверенностей N 11 от 09.06.2023, N 12 от 13.06.2023;
- представителя ИП Жабенца Д.И. (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель) Потатурко Т.Е., действующего на основании доверенности от 28.05.2023;
- представителя ООО "МОСМЕДМАРКЕТ" (далее - заинтересованное лицо) Шаламова А.В., действующего на основании доверенности от 02.08.2023,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 02.08.2023 поступила жалоба ИП Жабенца Д.И. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуги по организации технической поддержки процедуры гемодиализа (изв. N 0869200000223006370) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 21.07.2023 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменения извещения размещены 28.07.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 40 248 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 02.08.2023 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В соответствии с определением от 08.08.2023 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 09.08.2023.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к закупаемым аппаратам "Искусственная почка", которым не соответствует ни одно из указанных медицинских изделий, имеющихся на рынке оборудования для гемодиализа.
Более того, заказчиком в один лот с оборудованием и расходными материалами включен фильтр диализата, являющийся уникальным товаром, поскольку с учетом требований описания объекта закупки возможно предложить исключительно фильтр CF производства компании "Nipro Corporation".
По мнению заявителя, указанные действия заказчика нарушают требования действующего законодательства о контрактной системе, антимонопольного законодательства, а также ограничивают конкуренцию.
В доказательство своих доводов заявителем в материалы дела представлена сравнительная таблица с характеристиками аппаратов Диалог+, DBB-07, 5008, Малахит, Surdial X производства компаний "B.Braun", "NIKKISO CO., LTD", "Fresenius", ООО "Завод Дизэт", "Nipro", а также инструкции по эксплуатации указанных аппаратов.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Исходя из совокупности норм законодательства о контрактной системе, предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Извещение об осуществлении закупки, описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом объективной потребности заказчика.
Представителями заказчика отмечено, что предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации технической поддержки процедуры гемодиализа, проводимой ГБУЗ "Областная больница г. Троицк", а не поставка расходных материалов, что позволяет участнику закупки приобрести необходимые расходные материалы в процессе исполнения условий контракта, поскольку не требуется указание в заявке на участие в закупке конкретных показателей товаров, используемых в составе услуг.
Требованиям описания объекта закупки соответствуют аппараты Dialog+, Малахит, Surdial X производства компаний "Б.Браун Медтех", ООО "Завод Дизэт", "Нипро Корпорейшн".
Требованиям, предъявляемым заказчиком к фильтру диализата, соответствуют медицинские изделия Diasafe plus, Diacap Ultra, EF-02D производства компаний "Fresenius Medical Care", "B.Braun", "Nikisso".
В доказательство своих доводов заказчиком представлены сравнительная таблица с характеристиками аппаратов Dialog+, Малахит, Surdial X, фильтров Diasafe plus, Diacap Ultra, EF-02D, инструкции по эксплуатации указанных аппаратов, письмо ООО "Завод Дизэт" (исх. N 27 от 21.06.2022), письма ООО "Б. Браун Авитум Руссланд" (исх. N 27 от 03.08.2023, N 29 от 08.08.2023), коммерческие предложения хозяйствующих субъектов.
Заинтересованное лицо после перерыва в заседании Комиссии представило письменные пояснения, в которых поддержало позицию заказчика, уполномоченного органа.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла и содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Важным является и то обстоятельство, что любой участник закупки может предложить к поставке товары собственного производства либо закупить такие товары у иных участников рынка. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют требованиям заказчика, документацией не ограничены. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми заказчику характеристиками не свидетельствует об ограничении числа участников закупки (Определение Верховного суда РФ N 304-ЭС23-11929 от 19.07.2023 по делу N А45-22213/2022).
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуги по организации технической поддержки процедуры гемодиализа.
В приложении N 1 к извещению (техническое задание) предусмотрены, в том числе требования к оборудованию, предоставляемому исполнителем в рамках услуги организации технической поддержки процедуры гемодиализа (аппарат "Искусственная почка" для гемодиализа), а также требования к расходным материалам, используемым в составе указанной услуги (в том числе требования к фильтру диализата).
Как следует из содержания жалобы, заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к закупаемым аппаратам "Искусственная почка", которым не соответствует ни одно из указанных медицинских изделий, имеющихся на рынке оборудования для гемодиализа.
В доказательство своих доводов заявителем в материалы дела представлена сравнительная таблица с характеристиками аппаратов Диалог+, DBB-07, 5008, Малахит, Surdial X производства компаний "B.Braun", "NIKKISO CO., LTD", "Fresenius", ООО "Завод Дизэт", "Nipro", а также инструкции по эксплуатации указанных аппаратов.
Представители заказчика указали на факт соответствия требованиям технического задания аппаратов Dialog+, Малахит, Surdial X производства компаний "Б.Браун Медтех", ООО "Завод Дизэт", "Нипро Корпорейшн".
В обоснование своей позиции заказчиком представлены инструкции по эксплуатации данных аппаратов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека и т.д.
В силу части 3 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.01.2017 N 11н утверждены требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия (далее - Требования).
Исходя из содержания подпунктов 5, 6, 7 пункта 4 раздела II Требований, техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие (далее - техническая документация), представляемая производителем (изготовителем) медицинского изделия или уполномоченным представителем производителя (изготовителя) медицинского изделия в составе регистрационного досье на медицинское изделие, за исключением программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, в том числе программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта (далее - программное обеспечение, являющееся медицинским изделием), должна содержать описание основных функциональных элементов медицинского изделия, которое может сопровождаться схемами, фотографическими изображениями, рисунками, диаграммами и иными пояснениями; описание составных частей (узлов) медицинского изделия (при наличии); описание принадлежностей, медицинских изделий или изделий, не являющихся медицинскими, но предусмотренных для использования в комбинации с заявленным медицинским изделием (при наличии) и т.д.
В соответствии с подпунктами 4, 6 пункта 6 раздела III Требований эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие (далее - эксплуатационная документация), представляемая производителем (изготовителем) или уполномоченным представителем производителя (изготовителя), в составе регистрационного досье на медицинское изделие, за исключением программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, должна содержать функциональные характеристики и назначение медицинского изделия, технические характеристики медицинского изделия и т.д.
Согласно пункту 58 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, регистрирующий орган размещает информацию, связанную с осуществлением государственной регистрации медицинского изделия, внесением изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье, и выдачей дубликата регистрационного удостоверения, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом того, что в представленных сторонами инструкциях по эксплуатации аппаратов "Искусственная почка" отсутствует информация о таких характеристиках как, например, наличие стандартного ацетатного и бикарбонатного диализа, управление/дисплей, температура диализата и т.д., Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о соответствии/несоответствии таких аппаратов требованиям технического задания.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктом 4 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, объективным источником информации о медицинском оборудовании является регистрационное досье, которое представляет собой комплект документов, предоставляемых для государственной регистрации, внесения изменений в такие документы, а также копии решений, принятых регистрирующим органом в отношении конкретного медицинского изделия.
Вместе с тем, сторонами в материалы дела не представлены сведения из регистрационного досье на рассматриваемые аппараты, что, в свою очередь, не позволяет сделать объективный вывод о соответствии/несоответствии аппаратов Диалог+, DBB-07, 5008, Малахит, Surdial X требованиям технического задания.
Относительно довода заявителя о том, что заказчиком в один лот с оборудованием и расходными материалами включен фильтр диализата, являющийся уникальным товаром, поскольку с учетом требований описания объекта закупки возможно предложить исключительно фильтр CF производства компании "Nipro Corporation", Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Заявителем в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие об анализе рынка фильтров, а также документы, подтверждающие факт соответствия требованиям технического задания исключительно фильтров CF производства компании "Nipro Corporation".
В соответствии с пунктом 2.3.6 Письма ФАС РФ от 18.04.2011 N АК/14239 фильтры диализирующего раствора используются многократно, их возможность применения обусловлена конструкцией АИП. ФАС России установлена взаимозаменяемость фильтров диализирующего раствора, совместимых с аппаратом "искусственная почка".
В данном случае, заявителем в материалы дела не представлены доказательства относительно того, что фильтр диализата является уникальным расходным материалом.
Исходя из пояснений заказчика, требованиям технического задания соответствуют фильтры диализата Diasafe plus, Diacap Ultra, EF-02D, значения характеристик которых составляют не менее значений, установленных техническим заданием, что также подтверждается сравнительной таблицей, представленной заказчиком в материалы дела. При этом, в техническом задании не нашла отражения информация о соответствии потребности заказчика фильтров со значениями показателей, составляющими не менее значений, предусмотренных техническим заданием.
Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требования к формированию лотов определяются Правительством Российской Федерации в отношении соответствующих закупок товаров, работ, услуг.
Так, требования к формированию лотов определены Правительством Российской Федерации при осуществлении закупок в рамках национального режима, закупок лекарственных препаратов, закупок медицинских изделий.
В данном случае, предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации технической поддержки процедуры гемодиализа (код позиции 86.90.19.190 - услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки), которые, в свою очередь, не регламентированы положениями пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие формирование заказчиком лота с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссия антимонопольного органа критически относится к доводу заявителя о том, что в рамках рассматриваемой закупки будет осуществляться поставка заказчику аппаратов и расходных материалов.
Так, в соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Исходя из извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка услуг, о чем свидетельствует код позиции 86.90.19.190 - услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки.
Как следует из пунктов 1.1, 2.2, 7.1, 7.3 проекта контракта, а также иных положений проекта контракта, извещения об осуществлении закупки, заказчиком будет осуществляться приемка оказанных исполнителем услуг; оплачиваться будут оказанные исполнителем услуги.
Исходя из положений извещения об осуществлении закупки, а также пояснений заказчика, не следует, что аппараты и расходные материалы будут приниматься в собственность лечебного учреждения и ставиться на баланс.
Более того, в соответствии с пунктом 2.2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке в рамках рассматриваемого аукциона участнику закупки в составе заявки необходимо только выразить согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. Участнику закупки не требуется указывать в заявке конкретные показатели товаров, наименование страны происхождения товаров.
Таким образом, заявителем в материалы дела не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о безосновательном установлении заказчиком требований к товарам и об ограничении конкуренции. С учетом того, что законодательством о контрактной системе установлен пресекательный срок рассмотрения жалобы (5 дней), Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, антимонопольного законодательства, поскольку необходимо проведение детального анализа оборудования, реализуемого на территории Российской Федерации, получение сведений из регистрационного досье на медицинские изделия, а также официальной информации от производителей.
С учетом изложенного, доводы жалобы заявителя являются необоснованными ввиду недоказанности.
При этом, ИП Жабенец Д.И. вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ИП Жабенца Д.И. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуги по организации технической поддержки процедуры гемодиализа (изв. N 0869200000223006370) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 августа 2023 г. N 074/06/106-1838/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2023